РОЙСС (Reuss) Эдуард
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РОЙСС (Reuss) Эдуард (1804-91), нем. библеист *либерально-протестантской
школы экзегезы, один из основоположников *документарной теории происхождения
*Пятикнижия. Род. в Страсбурге, где получил образование и был с
1834 э.-орд., с 1836 орд. проф. по НЗ, а с 1864 проф. по ВЗ.
Испытал на себе влияние идей *Шлейермахера и *Гегеля. Настаивал
на примате чувства в религии, хотя и считал, что на начальных стадиях
она неотделима от культа. В своих лекциях 1834 Р. первым высказал
догадку, что Кн.Левит является самой поздней, послепленной частью
Торы, однако печатное изложение этой теории отложил. Только после
того, как его ученик *Граф использовал ее для создания собств. варианта
документарной теории (1866, опубл. в 1879), он решился выступить
открыто ("Die Geschichte der heiligеn Schriften Alten Testaments",
Braunschweig, 1881). Главным аргументом Р. было несоответствие уставов
Лев с данными 1-4 Цар (см. ст. Пятикнижие). Однако, входя в противоречие
со своими же концепциями, Р. признавал, что Моисею "принадлежат,
несомненно, правила и порядок богослужения, существовавшие впоследствии
в Израиле, по меньшей мере в основных их чертах". Р. решительно
отрицал историч. достоверность мн. сказаний Пятикнижия и приписывал,
вслед за *Де Ветте, Второзаконие иерусалимскому духовенству. Высшей
точкой развития ветхозав. религии Р. считал *профетизм. В 1874-81
Р. выпустил франц. перевод Библии с комментариями (т.1-16), в к-ром
поместил Пятикнижие после *Исторических книг 1-гo цикла. Говоря
об этом переводе, *Вигуру замечает: "Его идеи не христианские; стиль
труда несовершенен". Переводом Р. пользовался *Толстой в своей работе
над Евангелием.
u Die Geschichte der heiligen Schriften Neuen Testaments, Halle,
1842; в рус. пер.: Пророки. Историко-литературный этюд, "Восход",
1886, ? 10-12; Поэзия древних евреев, там же, 1895, ? 1-2; Расцвет
израильского государства под властью Давида, — Духовное состояние
евр. народа в эпоху Эзры и Нехемии, ОПЕК; История Свящ. книг ВЗ,
М., 1964, с. 349-93.
l Л и в ш и ц Г.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства,
Минск, 1970, с. 34-37; ЭСБЕ, т. 26а; К г а u s, S.222-33; LTK, Bd.8;
NCE, v.12; RGG, Bd.5, S.1076.
|