ЛОВЯГИН Евграф Иванович
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
- Библеисты.
ЛОМЕЙЕР (Lohmeyer) Эрнст (1890-1946), нем. протестантский исследователь НЗ.
Вел курс Свящ. Писания в ун-те Бреслау (1920-35); с 1930 по 1931 — ректор. Открытая
антинацистская позиция Л. привела к его смещению. В 1945 его избрали ректором
Грейфсвальдского ун-та, но вскоре он был репрессирован и погиб в заключении.
Л. поднял вопрос о плюрализме первохрист. Церкви. В частн., он полагал, что
еще в евангел. время общины Галилеи и Иерусалима различались между собой. В исследовании
«Галилея и Иерусалим» (1936) ученый пытался уяснить богосл. смысл новозав. *географии
и тем самым предварил идеи *«истории редакций» школы. Л. интересовала проблема
литургич. элементов в НЗ. Он одним из первых определил Флп 2:6-11 как фрагмент
первоапостольского гимна, а также нашел отголоски таких гимнов в Еф и Кол. В дискуссии
о *демифологизации Л. подчеркивал, что суть библ. теологии нельзя сводить к антропологии,
как делал *Бультман, ибо Откровение теоцентрично и христоцентрично. «Протестантское
богословие, — писал Л., — знает, что миф есть способ, который Бог избрал для Самооткровения.
Откровение есть сокровище, которое мы должны принимать в земной форме не только
потому, что мы земные люди, но потому, что мы постигаем Бога в этой форме. Для
нас это не низменная форма, она присуща нам, и в конечном счете через нее мы познаем
вечное». Последняя работа Л. «Отче наш» («Das Vater-unser», Gott., 1946), была
посвящена *Молитве Господней. В этом труде предпринималась реконструкция арам.
оригинала «Отче наш», причем Л. выяснил, что в устах Иисусовых эта молитва имела
ритмически-стихотворное звучание. Л. нашел единств. аналог слову «насущный» в
одном древнем папирусе и из контекста установил, что это понятие связано с ежедневным
количеством пищи, необходимым для жизни. Однако, по мнению Л., Христос имел в
виду не только это, но и эсхатологич. Хлеб Царства Божьего. Л. также написал ряд
толкований для «Критико-экзегетического комментария», выходившего под ред. *Мейера
Г., и для «Руководства по Новому Завету» (ред. *Лицман).
u Die Offenbarung des Johannes, Tub., 1926; Glaube und Geschichte in vorderorientalischen
Religionen, Breslau, 1930; Die Rechte Interpretation des Mythologischen, в кн.:
Kerygma und Mythos, Hamb.-Volksdorf, 19512.
l Еп.*К а с с и а н (Безобразов), Книга о семи печатях, «Путь», 1930, № 21;
е г о ж е, К вопросу о построении Молитвы Господней, ПМ, 1951, № 8; RGG, Bd.4,
S.440.
|