Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

РИЧЛЬ (Ritschl) Альбрехт


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

РИЧЛЬ (Ritschl) Альбрехт (1822-89), нем. протестантcкий экзегет и богослов, основоположник одного из гл. направлений *либерально-протестантской школы экзегезы. Род. в семье лютеранского пастора, впоследствии епископа. Учился в Боннском и Галльском ун-тах. Одно время был близок к ортодоксии *Толука, затем увлекся концепциями *тюбингенской школы. Однако от тюбингенцев Р. оттолкнул спекулятивный характер их теологии и историософии. Сам Р. был "человеком с практическим складом, неспособный к метафизическим отвлечениям" (В.Керенский). Поэтому он перешел к поискам новой религиозной гносеологии. Путеводителями для Р. стали И.Кант и *Шлейермахер. Отправляясь от их воззрений, он задумал построить автономную систему богословия, свободную от всякого умозрения и основанную на опыте внутренних переживаний человека. "Только познание из опыта, – утверждал он, – возвышается к действительности". Этот принцип наметился уже в его ранней работе "Как учит Новый Завет о нашем Богопознании" (1843). Тогда же обнаружилась тенденция Р. резко противопоставлять Новый Завет Ветхому (истинный Бог явлен только в НЗ, точнее, в личности Христа). Согласно Р., мы не в состоянии проникнуть в тайну Бога естественными средствами разума, но можем познать Его через Иисуса Назарянина. В отличие от старых  рационалистов, Р. придавал большее значение Самому Христу, чем Его учению. Свою *христологию Р. формулировал след. образом: "Доктрина о том, что в Иисусе Бог стал человеком, имеет целью привлечь наше внимание к Нему. Из этого,  впрочем,  не следует,  что мы все, чтобы стать христианами, обязаны верить в Иисуса как Бога. Напротив, мы должны видеть в Нем человека, Который действовал на других так, что они признали в Нем вочеловечившегося Бога". Божественность Христа проявилась, в частн., в том, что Он принес людям Весть о Царстве

 Божьем (Р. понимает это Царство как духовно-нравств. идеал жизни на земле). Отрицая догмат Богочеловечества в его традиционной форме, Р. тем не менее пишет о Христе: "Благодаря тому, что Он сделал и претерпел ради моего спасения, Он мой Господь и я почитаю Его как Бога".

Полемизируя с крайностями тюбингенцев, Р. постепенно отходит от экзегетики и с 50-х гг. переходит к чисто богосл. проблематике. Он занимает каф.  теологии в Бонне (1852-64),  а затем в Геттингене (с 1864), где и остается до конца дней. Несмотря на противоречия в его концепциях, к-рые вызывали критику справа (*Хенгстенберг, *Лютард и др.) и слева (*Пфляйдерер и др.), ричлианство привлекает мн. последователей из среды протестантов. Наиболее известные среди них: *Гарнак (зять Р.), *Шюрер, *Сабатье,  Вильгельм Геррманн (1846-1922), Эрнст Трельч (1865-1923) и др.  (см. их статьи в сб.: "Христианство в освещении протестантских теологов", СПб., 1914). Отмечают две причины этого успеха Р. Во-первых, он опирался на агностическую гносеологию модного в тот период неокантианства, а во-вторых, многим казалось, что Р. освободил христианство от всего ему чуждого (в частн., от ВЗ и догматич. онтологии) и тем самым сделал его неуязвимым для нападок "новейшего знания". Однако после 1-й мировой войны "ричлианство" стало терять свою популярность. Против него выступили не только православные и католики, но и видные протестанты (напр., *Барт). В конечном счете Р. не мог удовлетворить ни рационалистов, ни церковно-мыслящих богословов. Для первых был неприемлем его абсолютный субъективизм, а для вторых – его разрыв с догматич. Преданием Церкви. Хотя Р. защищал НЗ от *гиперкритицизма тюбингенских экзегетов, он фактически разрушал веру в объективный смысл евангельского провозвестия. Делая упор на "чувстве" и "внутреннем опыте", он недооценивал значение соборного опыта Церкви и разума, к-рый призван осмыслять всякий опыт, в том числе и опыт веры.

 u Das Evangelium Marcions und das kanonische Evangelium des Lukas, Tub., 1846; Die christliche Lehre, Bd.1-3, Bonn, 1870-74; Theologie und Metaphysik, Bonn, 1881.

l Прот.*Б у т к е в и ч  Т., Учение Л.Э.Раувенгофа, Фойгта и Р. о религии, ВиР, 1903, ? 17; Б у т р у  Э., Р. и радикальный дуализм, в его кн.: Наука и религия в совр. философии, пер. с франц., М., 1910, ч.2; И л ь и н с к и й  В.П., Новое направление в нем. богословии, ПО, 1889, № 11/12; К е р е н с к и й  В.А., Школа риглианского богословия в лютеранстве, Каз., 1903; П а в л о в и ч  А.Л., Движение богосл. мысли в современной Германии, ХЧ, 1897, № 1; *П о к р о в с к и й  А.И., Протестантизм в XIX в., в кн.: История христианской Церкви в XIX в., СПб., 1900, т.1; N e u f e l d  K., Albrecht Ritschl, in: Klassiker der Theologie, Munch., 1983, Bd.2, S.208-20; проч. иностр. библиогр.  см. в NCE, v.12, p.522; ODCC, р.1189; RGG, Bd.5, S.1114.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова