Михаил Лузин
См. библеисты.
Михаил, еп. [Лузин]. Библейская наука. Кн. 1-4. Тула, 1900.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МИХАИЛ (Матвей Иванович Лузин), еп. (1830-87), рус. правосл.
экзегет, один из пионеров отечеств. библеистики. Род. в Нижегородской
губ. Окончил МДА (1854); по окончании принял постриг и был рукоположен
в иеромонаха. В 1855 удостоился звания магистра и оставлен при академии
на кафедре Свящ. Писания НЗ. С 1859 профессор, а с 1861 инспектор
МДА. За работу о *Ренане М. было присвоено звание доктора («О Евангелиях
и Евангельской истории, по поводу книги Ренана "Жизнь Иисуса"»,
ПрТСО, 1864, т.23). На докторском диспуте, где присутствовали мн.
представители рус. образов. общества (в т.ч. Аксаков и Самарин),
речь М. произвела «блистательное впечатление». Ректор академии *Горский
характеризовал М. как профессора, «основательно знакомого с толкованиями
древних отцов и учителей Церкви, равно как и новейшими», и одобрял
его «усердие в сообщении своих познаний студентам». В 1876 по желанию
Свящ. Синода М. был назначен ректором МДА на место почившего Горского.
В 1878 М. был хиротонисан во еп. Уманского, а с 1883 до конца дней
управлял Курской епархией.
«Если вообще не легко бывает стать твердо на ноги всякому преемнику
великого предшественника, — писал один из выпускников академии,
— то преемнику Горского это было труднее, чем кому бы то ни было».
Прочного авторитета М. не удалось завоевать, что объяснялось не
только его замкнутым характером, но и особой ролью М. в рус. библ.
науке. У него было три крупных предшественника: митр.*Филарет (Дроздов),
прот.*Павский и *Бухарев. Но первый уделял основное внимание богосл.
аспекту библеистики, второй — аспекту филологич. (к тому же деятельность
его была прервана), а третьего волновали церк.-обществ. проблемы.
М. фактически стал в России зачинателем полемики с *отрицательной
критикой библейской Запада. «На мою долю, — говорил он, — выпал
жребий сделать в доступной мне области первый у нас опыт открытого
состязания с современными отрицательными учениями». Идя непроторенным
путем, М. вынужден был спешно перерабатывать необъятный материал
по тогдашней европ. науке о Писании. Он констатировал факт отставания
рус. библеистики и хотел, чтобы его ученики «усвоили плоды западной
апологетики». М. излагал и разбирал взгляды *Паулюса, *Штрауса,
*Ренана, что само по себе казалось рискованным новшеством. Рус.
экзегет знал, что упущено немало. «Работы, — говорил он, — работы
над наукой, как можно скорее, работы нам нужно прежде всего». Эта
необходимость спешить сказалась отрицательно на его собств. книгах.
Значит. часть печатных трудов М. превратилась в пересказ и перевод
зап. авторов (*Кейля и др.). В связи с этим проф. МДА *Горский-Платонов
подверг книги М. язвительной критике, хотя и признал их «добрыми
и полезными для общества». Критич. статьи Горского-Платонова подорвали
авторитет М. в академии. Тем не менее многие позднее признавали,
что М. открыл новую эпоху в *правосл. библеистике. Его ученики,
нашедшие более самостоят. пути, были немалым ему обязаны.
u Беседа Иисуса Христа с Никодимом, ПрТСО, 1862, т.21; О тексте
синайской рукописи Библии, там же, 1863, т.22; О так называемом
Ев. от евреев, М., 1864; Толковое Евангелие, кн.1-3, М., 1870-74;
Библ. письменность, канонич., неканонич. и апокрифич., ЧОЛДП, 1872,
№ 1-2; Библ. канон свящ. книг, ветхозав. и новозав., там же, № 5-6;
Апостол. Деяния и послания апостолов с Апокалипсисом. (С предисл.
и примеч. еп. Михаила), кн.1-2, К., 1890-97, К., 19052; Столетие
из истории толкования Библии у нас в России, в кн.: Годичный акт
в МДА, М., 1878; Введение в новозав. книги Св. Писания, М., 1869
(пер. исагогики *Герике); Соборные послания св. Апостолов, К., 1890;
Библейская наука (посмертное издание академич. лекций, вышедшее
под ред. Н.*Троицкого), кн.1-8, Тула, 1898-1903, кн.1: Очерк истории
толкования Библии, 1898; кн.2: Пятикнижие Моисеево, 1899; кн.3:
Историч. книги ВЗ, 1899; кн.4: Учительные книги ВЗ, 1900; кн.5:
Пророческие книги ВЗ, 1901; кн.6: Св. прор. Исайя и книга его пророчеств,
1901; кн.7: Св. пророк Иеремия и книги его пророчеств, и Плач Иеремии,
1902; кн.8: Св. пророки Иезекииль и Даниил и книги их пророчеств,
1903; Библейская наука. Из академич. чтений (Новозав. цикл лекций),
кн. 1-6, Тула, 1906, кн.1: По Евангелию; кн.2: Апостол Павел и его
время; кн.3: Римская церковь и посл. к Римлянам; кн.4: Коринфская
церковь и посл. к Коринфянам; кн.5: Колосская церковь и посл. к
Колоссянам; кн.6: Фессалоникийская церковь и посл. к Фессалоникийцам.
l Г о р с к и й - П л а т о н о вП.И., О трудах архим. М., ст.
1-2, М., 1873; Ответ архим. М. на ст. Горского-Платонова, ЧОЛДП,
1873, № 3; И о а н н (Снычев). РПИ, т.5; ПрТСО, 1872; «Моск. Вед.»,
1871, ноябрь (отчет о диспуте); *С м и р н о вС., История МДА, М.,
1879; У Троицы в Академии, М., 1914.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Михаил
(Лузин Матвей Иванович) (1830—1887)
Преосвященный Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин) родился в 1830 году в Нижегородской губернии. В 1854 году, по окончании Московской Духовной Академии, принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. В 1855 году удостоился звания магистра богословия и был оставлен в Академии на кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1859 году получил звание профессора, в 1861 году был назначен инспектором Московской Духовной Академии. За диссертацию о Ренане был удостоен степени доктора богословия, публичная защита которой стала важным церковным событием. Ректор Академии А.В. Горский характеризовал его как профессора, «основательно знакомого с толкованиями древних Отцев и Учителей Церкви, равно как и новейшими». В 1876 году по желанию Святейшего Синода был назначен ректором Московской Духовной Академии на место почившего А.В. Горского. В 1878 году архимандрит Михаил был хиротонисан во епископа Уманского, а с 1883 года и до конца жизни епископ Михаил пребывал на Курской кафедре.
В 1883 году епископ Михаил был избран почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение его плодотворной, продолжавшейся более двадцати пяти лет профессорской деятельности, соединявшейся с ректорством сначала в Московской, а потом в Киевской Духовной Академии,
338
и во уважение его многих, весьма полезных и отмеченных печатью выдающегося таланта трудов, по истолкованию Священного Писания». В своих лекциях и трудах епископ Михаил преследовал две цели — экзегетическую и апологетическую. «На мою долю. — писал он. — выпал жребий сделать в доступной мне области первый у нас опыт открытого состязания с современными отрицательными учениями». Труды епископа Михаила при жизни не раз подвергались критике, однако позднейшие исследователи признавали, что он положил начало новому направлению в русской библеис-тике. У епископа Михаила было немало талантливых учеников, которые обогатили православную науку о Священном Писании ценными комментариями и монографиями по Библейской истории. Библейскому богословию, археологии и текстологии.
Епископ Михаил скончался 20 марта 1887 года.
Печатные труды
928. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (Ин. 13) // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Кн. 1. — С. 627— 671.
929. Беседа Иисуса Христа по исцелении расслабленного // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Кн. 1. — С. 523—554.
930. Беседа Иисуса Христа с Никодимом // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1862. — Ч. 21.
931. Беседа прощальная с учениками (Ин. 13) // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Кн. 2. — С. 182— 226, 270—308.
932. Беседа Спасителя о разрушении Иерусалима, кончине мира и последнем суде // Душеполез. чтение. — 1869. — Ч. 2. —
С. 319—339.
933. Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Ветхого Завета: Кн. 1—8 (Посмерт. изд.] / Под ред. Н.И. Троицкого. —Тула: Тип. Фортунатова, 1898—1903.
Кн. 1: Очерк истории толкования Библии. — 1898. — 149 с. Кн. 2: Пятокнижие Моисеево.— 1899. — 157 с.
339
Кн. 3: Исторические книги Ветхого Завета. — 1899. — 113 с.
Кн. 4: Учительные книги Ветхого Завета. — 1900. — 168 с.
Кн. 5: Пророческие книги Ветхого Завета. — 1901. —91 с. 134.
Кн. 6: Святой пророк Исайя и книга его пророчеств. — 1901. — 86 с.
Кн. 7: Святой пророк Иеремия, книга его пророчеств и Плач Иеремии. — 1902. — 54 с.
Кн. 8: Святые пророки Иезекииль и Даниил и книги их пророчеств. — 1903. — 95 с.
934. Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Нового Завета: По Евангелию: 1—2 / Под. ред. Н.И. Троицкого. — М.: Тип. Лисснера и Гешеля. 1900—1903 (обл. 1904).
935. Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Нового Завета: 1—5 / Под ред. и с предисл. Н.И. Троицкого. — М.: Тип. Лисснера и Гешеля, 1900—1906. — Вых. дан.
. 2—6: Тула: Тип. Фортунатова.
[1]: По Евангелию. — 1900. — 123 с.
[2]: По Евангелию. — 1904. — 110 с.
[3]: Вып. 1: Св. Апостол Павел и его Послания. — 1905. — 41 с.
[3]: Вып. 2: Римская Церковь и Послание к римлянам. — 1905 (обл. 1906).— 141 с.
[4]: Коринфская Церковь и Послания к коринфянам. — 1906. — 76 с.
[5|: Колосская Церковь и Послание к колоссянам; Фессало-никийская Церковь и Послание к фессалоникийцам. — 1906. — 190,5 с.
936. Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1872. — Кн. 1. — С. 22--104.
937. Библейский канон Священных книг Ветхого и Нового Завета // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1872. — Кн. 2.—С. 125—153, 199—236.
1: 1900. — 122 с.
2: Тула: Тип. Фортунатова, 1903 (обл. 1904). — 110 с.
938. О Евангелиях и Евангельской истории: По поводу книги «Жизнь Иисуса», соч. Ренана: Опыт обзора и разбора так называемой отрицательной критики Евангелий и Евангельской истории. — М.: Тип. Готье, 1865. — 404, IV с.
340
То же // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1864. — Ч. 23.
То же. — 2-е изд., вновь пересмотр., испр. и доп. — М.: Унив. тип., 1870. — III, 362 с.
939. О так называемом «Евангелии от евреев». — М.: Тип. Готье, 1864. — 30 с.
То же / Сборник, изданный Московской Духовной Академией по случаю ее пятидесятилетия. — М., 1864. —С. 1—30.
940. О тексте Синайской рукописи Библии. — М., 1863. — 73 с. — Из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1863. — Ч. 22.
941. О христианской любви: Слово в Великий пяток // Радость христианина. — 1898. — Кн. 3. — С. 234—244.
942. Ответ на статью «О трудах архимандрита Михаила» П. Горского-Платонова, помещенную в «Православном обозрении», февр., 1873 г. — М., 1873. — 28 с.
943. Первосвященническая молитва Иисуса Христа (Ин. 18) // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Кн. 2. — С. 445—463.
944. Речь профессора Московской Духовной Академии архимандрита Михаила на публичном диспуте пред защитою сочинения его «О Евангелиях и Евангельской истории» на степень доктора богословия 9 дек. 1871 г. — М.: Тип. Готье, 1872. — 28 с. — Из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1871. — Ч. 24.—С. 890—915.
945. Слово в день Пятидесятницы // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1861. — Ч. 20.
946. Слово при погребении наместника Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры архимандрита Антония, сказанное 16 мая 1877 г. — М.: Унив. тип., Ценз. 1877. — 10 с.
947. Слово при погребении ректора Московской Духовной Академии протоиерея А.В. Горского, сказанное 14 окт. 1875 г. — М.: Унив. тип., Ценз. 1875. — 11с. — Из: Душеполез. чтение. —1875. — Нояб. /
948. Соборные Послания св. Апостола Петра, с объяснительными примечаниями епископа Михаила. — М.: Унив. тип., 1887. — XII, 2)2 с.
341
949. Столетие из истории толкования Библии у нас в России: Актовая речь / Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 окт. 1877 г. — М., 1878. — С. 1—35 (1-я паг.).
950. Толковое Евангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна: На славянском и русском наречии, с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями архимандрита Михаила. — М.: Унив. тип., 1870—1874.
Кн. 1: Евангелие от Матфея. — М., 1870. — 568 с. Кн. 2: Евангелие от Марка и Луки. — М., 1871. Кн. 3: Евангелие от Иоанна. — М., 1874. То же. — 3-е изд. — М.: Унив. тип., 1877. — 568 с. То же. — 5-е изд. — Киев, 1899—1902.
951. Толковый Апостол. Деяния и Послания Апостолов с Апокалипсисом: На славянском и русском наречии: С предисловием и подробными объяснительными примечаниями епископа Михаила. — М.: Тип. «Соврем, изв.», 1876.
Кн. 1: Деяния св. Апостолов. — 1876. -^ IV, 649 с. То же. — М.: Унив. тип., 1886. — 602 с.
952. Толковый Апостол. Деяния и Послания Апостолов: На славянском и русском наречии: С предисловием и подробными объяснительными примечаниями епископа Михаила. — Киев: Киево-Печерская Лавра, 1890—1897.
Кн. 1: Деяния Апостолов. — 1897. — 602 с. .-. Кн. 2: Соборные Послания св. Апостолов. — 1890. — 464 с. Тоже.— Киев, 1905.
Перевод
953. Введение в Новозаветные книги Священного Писания. Соч. Г. Герике / Пер. с нем. под ред. архим. Михаила. — М., 1869.
Литература о жизни и деятельности
954. Горский-Платонов П.И. О трудах архимандрита Михаила. — М., 1873.
955. О Толковом Евангелии архимандрита Михаила: Библиографическое известие. — М.: Синод, тип., 1870. — 2.1 с. — В конце текста инициалы: А.Н.
956. Рождественский В.Г. Введение в Новозаветные книги Священного Писания / Перевод с нем. под ред. архим. Михаила: Рец. // Христиан, чтение. — 1870. — Авг. — С. 335—360.
342
|