КЕЛЬСИЕВ Василий Иванович
Кельсиев В. Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В. Кельсиевым. Вып. 1-4. Лондон, 1860-1862.
Опись А, №№865-868.
Кельсиев В. Библия. Ветхий Завет. Отдел первый. Закон или Пятикнижие.
Лондон, 1860.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
КЕЛЬСИЕВ Василий Иванович (1835-72), рус. писатель и обществ. деятель, переводчик
*Пятикнижия на рус. язык. Учился в С.-Петерб. ун-те, изучал восточные языки. В
1858 эмигрировал в Англию и примкнул к кружку Герцена и Огарева. Одной из заветных
идей К. было привлечение к освободит. движению раскольников и сектантов. Для этого
он тайно приезжал в Россию, но поддержки старообрядцев не получил. В этот период
К. предпринял перевод ВЗ. Он завершил работу лишь над Пятикнижием, перевод к-рого
был издан в Лондоне (1860). К. не поставил в этом издании своего имени, а скрылся
под псевдонимом «Вадим». Его перевод отличается буквализмом. По мнению Герцена
издание перевода «Вадима» встревожило Синод и побудило его ускорить работу над
рус. пер. Библии.
Разочаровавшись в оппозиционной деятельности, К. в 1867 вернулся в Россию и
отдал себя в руки властей. Покаянная «записка» принесла ему прощение. В последние
годы К. занимался сектоведением, писал повести, мемуары, историч. очерки. «Нравственные
страдания, тяжелые условия жизни и неумеренное употребление вина (после смерти
жены) свели его в могилу».
l Г е р ц е н А.И., Былое и думы, т.2, М., 1988, с.316-23; ПБЭ, т.9, с.386-90;
Р у с с к и й [Боголюбский М.С.], Об издании Библии в рус. пер. в Лондоне [В.Кельсиевым],
ПО, 1860, № 11; КЛЭ, т.3.
Брокгауз:
Кельсиев, Василий Иванович - писатель, эмигрант (1835 - 1872). Слушал лекции восточных языков в Санкт-Петербургском университете и оказывал большие успехи (впоследствии знал до 25 языков и наречий и на 14 мог говорить). В 1858 г. по дороге в Америку он был задержан бурей в Плимуте, решил остаться в Англии, порвав связи с Россией и предоставив себя в распоряжение Герцена и Огарева . Смотря на раскол как на явление исключительно политическое, Кельсиев задумал использовать его в интересах революции. С помощью Огарева Кельсиев стал издавать при "Колоколе" "Общее вече", посвященное вопросам раскола. С той же целью он привел в порядок и издал официальные документы, относящиеся к расколу: "Сборник правительственных сведений о раскольниках" (Лейпциг, 1860 - 1862; 4-й выпуск) и "Собрание постановлений по части раскола" (Лейпциг, 1863). Предприняв тайную поездку в Москву, он пытался найти там опору среди старообрядцев, но, потерпев неудачу, уехал в Турцию, а затем вместе с братом Иваном (бывшим студентом Санкт-Петербургского университета, высланным за беспорядки 1861 г. в Верхотурье и бежавшим оттуда) и Чайковским поселился в Тульче, на Дунае, среди казаков-некрасовцев и скопцов. Вера в жизненность идей была поколеблена в нем уже раньше. Жизнь в Тульче еще более усилила прежние сомнения. Кельсиев скоро приобрел доверие казаков, был избран старшиной; тем не менее, революционная пропаганда оставалась безрезультатной. К прокламациям Кельсиева казаки относились равнодушно, а белокриницкий митрополит Кирилл совсем запретил своей пастве иметь сношения с "злокозненными безбожниками" и "предтечами антихриста". Потрясенный разочарованиями и тяжелой личной утратой (холера 1865 г. унесла его брата, жену и детей), Кельсиев переехал в Вену и занялся этнографией и мифологией славян (несколько статей в "Отечественных Записках" и "Голосе", под псевдонимом Иванов-Желудков). Поездки по славянским землям все более склоняли его к славянофильству. 20 мая 1867 г. Кельсиев явился в Скулянскую таможню и предал себя в руки властей. В Петербурге, при допросе, он написал записку о своей жизни. Простота и правдивость записки произвели хорошее впечатление; Кельсиев получил полное прощение и даже право поступления на государственную службу. Осенью 1867 г. в Географическом Обществе он сделал доклад о скопцах. В следующем году были изданы "Пережитое и передуманное" (Санкт-Петербург), и "Галичина и Молдавия. Путевые письма" (Санкт-Петербург). Обе книги встретили в литературных кругах холодный прием. В последующие годы Кельсиев печатал статьи в "Русском Вестнике", "Заре", "Голосе" и "Ниве". Отдельным изданием в 1872 г. вышли в Петербурге его исторические повести: "Москва и Тверь" и "При Петре". Нравственные страдания, тяжелые условия жизни и неумеренное употребление вина (после смерти жены) свели его в могилу. - Жена его, Зинаида Алексеевна, урожденная Вердеревская (родилась в 1834 г.), сотрудничала в "Отечественных Записках", "Ниве", "Заре" и "Всемирном Труде". - См. А.И. Герцен, "Сборник посмертных статей" (Женева, 1874); Д. П., "Партия Герцена и старообрядцы" ("Русский Вестник", 1867, № 3); Н.И. Субботин , "Раскол как орудие враждебных России партий" (Москва, 1867); Ф.В. Ливанов, "Раскольники и острожники", том III, стр. 554 - 560 (Санкт-Петербург, 1871); Н.К. Михайловский , "Жертва старой русской истории" ("Сборник сочинений", том IV). И. К. |