ХРИСАНФ (Владимир Николаевич Ретивцев)
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ХРИСАНФ (Владимир Николаевич Ретивцев), еп. (1832-83), рус. правосл. богослов
и религиовед. Род. в Тверской губ. в семье сел. священника. Окончил МДА (1856)
и был назначен преподавателем Свящ.Писания в Костромскую ДС, где в 1857 принял
постриг. Еще в студенч. годы он привлек внимание профессоров своими способностями
и глубоким знанием нем. философии (в частн., *Гегеля). С 1858 вел курс основного
богословия в Каз. ДА. По словам историографа академии П.Знаменского, Х. внес в
преподавание богословия "современный исторический метод". Его аудитории были всегда
переполнены. "Лекции его списывались во множестве экземпляров, как драгоценное
научное приобретение... Это было еще первое в академии такое полное, откровенное
и вместе с тем талантливо-художественное изложение целого ряда новых философских
систем и религиозных учений". В 1860 Х. вошел в комитет по подготовке рус. пер.
Свящ.Писания и работал над пер. НЗ. За труд "Деятельность пастырей церкви IV в.
по отношению к общественной жизни" (ПС, 1860, т.1) Х. получил степень магистра.
В 1865 переведен в СПб.ДА, где через год был назначен инспектором с возведением
в сан архимандрита. В 1869 он стал ректором СПб.ДС, но в 1874 его преподавательская
деятельность прекратилась, поскольку он был хиротонисан во еп. Астраханского и
направлен на епархию. Как пишет соученик Х. по МДА, "из сродной ему научной атмосферы
этот философ-монах был послан и назначен архиереем в Астрахань, где, на границе
Европы и Азии и христианского и мусульманского миров, прославился красноречием
и деятельностью по обращению в христианство инородцев и иноверцев, но окончательно
расстроил там свое хилое здоровье". Несмотря на недуги, загруженный архипастырскими
трудами, Х. продолжал научную работу и завершил докторскую дисс. "Религии древнего
мира в их отношении к христианству. Историч. исследование" (СПб., 1873, 1875,
1878, т.1-3). Учитывая его болезни, Свят. Синод перевел его в Н. Новгород (там
он обратил внимание на таланты юного А.Пешкова, будущего писателя М.Горького).
Вскоре после перемещения в Н. Новгород Х. перенес инсульт. Он вынужден был уйти
на покой и последние годы провел в моск. Донском м-ре, где скончался и был погребен.
Докторская дисс. Х. являлась первой в России работой по истории древних религий,
стоявшей на уровне мировой науки того времени. Усматривая гл. черту язычества
в его неотделимости от обоготворения природы, Х., однако, подчеркивал, что и во
тьме язычества "светили лучи того света истины, к-рый никогда не оставлял человека".
Х. был одним из первых рус. религиоведов, к-рый не рассматривал язычество как
нечто статичное, а находил в нем "своего рода прогресс". Но на фоне этого "прогресса"
библ. *Откровение занимало, по словам Х., место исключительное. "Все разнообразные
реки и потоки религиозной жизни древнего мира связаны между собой; все они имели
общее направление. Только еврейская религия представляет собой иной ток религиозной
жизни, чистый, не смешанный с другими". 3-й том исследования Х. целиком посвящен
вероучению Ветхого и Нового Заветов. Он является первым опытом систематизации
правосл. библ. *богословия. Часть материалов этого тома была изложена автором
в отд. работе "Ветхозаветное учение о Боге в сравнении с воззрениями на Божество
в древних языческих религиях" (ХЧ, 1876, т.II). Х. дает глубокий анализ смысла
*Имен Божьих в Писании, характеризует различ. аспекты библ. мысли. В частн., он
отмечает своеобразие учения *пророков с их *историзмом и отвержением "ложного
аскетизма". "Пророки, — по его словам, — требуют внутреннего благочестия вместо
одного внешнего исполнения обрядов и предписаний закона". Но и эти "своеобразные,
исключительные по своему воззрению религиозные верования, были только приготовлением
к иной всеобщей религии, перед к-рой пали все верования древнего мира и к-рая
быстро распространилась по вселенной".
u Взгляд на мнения новейших рационалистов о существе религии, ПС, 1860, т.III;
Современное иудейство и отношение его к христианству, СПб., 1867; Эммануил Сведенборг
и его вероучение, ХЧ, 1866, т.1; Египетский метемпсихоз, ПО, 1875, т.I, ? 1; прочие
соч. Х. см. в лит-ре о нем.
l З н а м е н с к и й П.В., История Каз. ДА, т.1-3, Каз., 1891-92; *К
о р с у н с к и й И.Н., Хрисанф, РБС, т.21, 1901; *С м и р н о в С.К.,
История МДА до ее преобразования, М., 1879; У Троицы в Академии, М., 1914; *Ч
и с т о в и ч И.А., С.-Петерб. ДА за последние 30 лет, СПб.,
1889; Я з ы к о в Д.Д., Обзор жизни и трудов покойных рус. писателей,
СПб., 1883, вып.3; ЭСБЕ, т.37а. |