ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
О нем статья Кампанейца, 2002. Семененко-Басин, 2003.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ФЕОФАН (Елисей Прокопович), архиеп. (1681-1736), рус. правосл.
церк. деятель и богослов, сподвижник Петра I. Род. в Киеве в семье
небогатого купца (возможно, настоящая его фамилия была Церейский;
Прокопович — девичья фамилия его матери). Учился в Киево-Могилянской
академии. Не окончив курса из-за недостатка средств, 17-ти лет отправился
странствовать по Европе. В Польше для продолжения учебы принял католичество.
С 1698 учился в коллегии св.Афанасия в Риме. В 1701 тайно покинул
Рим и пешком отправился на родину. По дороге знакомился с нем. протестантизмом.
В 1702 в Почаеве Прокопович воссоединился с Рус. Правосл. Церковью
и вскоре начал преподавать богословие, философию, риторику и поэтику
в Киевской академии. Из западных странствий он вынес отрицат. отношение
к католичеству и симпатию к протестантизму. Это вооружило против
него правосл. богословов *Стефана (Яворского) и *Феофилакта (Лопатинского),
к-рые высоко ставили лат. науку и традиции. Царь Петр I, напротив,
оценил Ф. именно за его «протестантствующую» тенденцию. Ф. вошел
в круг лиц, к-рые содействовали реформам Петра (*Кантемир, В.Татищев
и др.). Несмотря на протесты противников, он был хиротонисан во
еп.Псковского (1718). С этого времени он работал над «Духовным регламентом»,
документом, узаконившим синодальное управление Рус. Церковью. Ф.
много содействовал развитию науки и культуры в России. Его поддержкой
пользовался молодой *Ломоносов; среди его учеников были такие крупные
ориенталисты как *Симон (Тодорский). После смерти Петра I Ф. удалось
в жестокой борьбе избежать участи, к-рая постигла Меньшикова и др.
сподвижников царя-реформатора, причем в этой борьбе он не останавливался
ни перед какими средствами. Умер Ф. архиеп.Новгородским.
Ф. являлся типичным представителем «просветительской» эпохи. Воззрения
его сформировались под сильным влиянием протестантизма и *рационализма.
Это, в частн., сказалось в его толковании вопроса о *Законе и христианской
свободе, напр., в «Книжице, в ней же повесть о распре Павла и Варнавы
с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о неудобоносимом
иге пространно излагается» (М., 1784). В ней он выступает за приоритет
Библии в сравнении с церк. *Преданием. Как и протестанты, он называл
*неканонич. книги «апокрифами». Серьезные занятия естествознанием
поставили перед Ф. вопрос о соотношении *науки и Библии. Он пришел
к выводу, что наука не может заменить *Откровения; единственное,
что она может сказать о Боге, это признать в Нем Перводвигатель
Вселенной. В то же время он считал, что Библия не должна рассматриваться
как источник научных знаний. Так, в неопубликованном курсе философии
он подчеркивал, что «Моисей говорил не согласно с опытами астрономов,
а в соответствии с общим языковым обычаем, как то чаще всего делает
и другие ошибки Священное Писание». Блестящий знаток латыни, Ф.
находил мн. погрешности в *Вульгате. Слав. перевод он считал недостаточно
понятным для простого читателя и рекомендовал изъяснять Библию юношам
на рус. языке. Несмотря на дружбу с Татищевым, Ф. был глубоко возмущен
его мнением о Песне Песней, в к-рой тот усматривал лишь «плотские
любезности». В опровержение Ф. написал свое толкование на Песн,
выдержанное в традиц. правосл. духе (осталось неопубликованным).
u Христовы проповеди о блаженствах толкование, СПб., 1724; Слово
о Лазаре и богаче в неделю 22-ю по Пятидесятнице, ХЧ, 1826, ч.23;
Священных историй другие следы в еллинских баснях обретающиеся,
Прибавление и предисловие Ф.Прокоповича к кн.: Аполлодор. Аполлодора
грамматика афинейскаго библиотеки или о богах, М., 1725; Мнение
архиеп. Новгородского Ф. об исправлении Библии, в кн.: Описание
документов и дел, хранящихся в архиве Свящ. Правительствующего Синода,
СПб., 1878, т.III; Сочинения, М.-Л., 1961.
l В и н т е р Э., Ф. Прокопович и начало рус. просвещения,
в кн.: XVIII век, пер. с нем., М.-Л., 1966, сб.7; Н и ч и к
В.М., Ф. Прокопович, М., 1977; Соч. Ф. Прокоповича о книге «Песнь
Песней» и побуждение к составлению этого сочинения, ЧОЛДП, 1877,
№ 11; Т и т л и н о в Б., Ф. (Прокопович), РБС, т.25, 1913;
Ч е р в я к о в с к и й П.А., Свящ. Писание как начало богословия,
по учению протестантов XVII в. Учение Ф. Прокоповича, ХЧ, 1876,
т.I; е г о ж е, Учение Ф. Прокоповича о Свящ. Писании в символич.
и церк.-историч. отношениях, ХЧ, 1877, т.II; Учение Феофана Прокоповича
о канонических книгах, ХЧ, 1877, т.I; Ч и с т о в и ч И.А.,
Ф.Прокопович и его время, СПб., 1868; прот.Ч о б и ч С., Архиеп.
Ф.Прокопович, «Православний Вiсник», 1986, № 12; проч. библиогр.
см. в указ. соч.
|