ЗЕМЛЕР (Semler) Иоганн Соломон
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ЗЕМЛЕР (Semler) Иоганн Соломон (1725-91), нем. протестантский историк Церкви,
один из основоположников *критики библейской. Род. в семье лютеранского клирика.
В молодости испытал влияние пиетизма, к-рое постепенно вытеснил «просветительский»
рационализм. Высшее образование З. получил в Галльском ун-те, где впоследствии
был профессором. Религиозный кризис и поиски внутреннего озарения привели З. к
мысли, что личное благочестие не может быть выражено в общепринятых формах церк.
*Предания. Это определило подход З. к истории Церкви как к длительному конфликту
между личной свободой веры и официальной церковностью. Сама идея Предания, как
отмечает еп. *Михаил (Лузин), вызывала у З. настоящее отвращение. «Христианство,
— писал З., — по своему существу есть доведенное Христом до сознания человечества
право индивидуума, право каждого иметь свою собственную частную религию в противовес
всему, что выдает себя за религию господствующую, обязательную». Предвосхищая
*Гарнака и всю либеральную школу богословия, З. рассматривал догматы в свете эволюции,
подчиненной естественным законам. Отсюда и взгляд его на *канон Свящ. Писания.
В книге «Рассуждение о свободном исследовании канона» («Abhandlung von freier
Untersuchung des Canon», Th.1-4, Halle, 1771-75) он оценивал процесс формирования
канона с исключительно историч. точки зрения. Фактически З. отсекал Божественное
от человеческого в становлении Библии как единого целого. Кроме того, он преувеличивал
контраст между ВЗ и НЗ, считая первый во всех отношениях устаревшим.
З. сводил христианство к морали и личному благочестию и утверждал, что боговдохновенным
в Библии является только то, что не выходит за эти рамки (чем объясняется любовь
З. к *аккомодическому толкованию). Что касается *противоречий в Библии, то З.
признавал их возможность только в сфере историч. «формы» Писания, но отрицал их
в самом духовном его содержании (т.е. в той сущности Писания, к-рую признавал
боговдохновенной). Если же и в этой области отмечаются противоречия, то, по словам
З., «надо смиренно сознать слабость своих сил в понимании Писания, прибегнуть
к школе веры и послушания, довольствуясь тем, что либо оба противоречивых места
одинаково истинны, либо одно, а второе — принять за искажение подлинного библейского
текста».
З. находил возможным сохранять традиц. догматич. формулы, но лишь при условии,
чтобы каждый вкладывал в них свое содержание. Двойственность и шаткость позиций
З. обнаружились в связи с выходом антихристианских «Фрагментов» *Реймаруса, к-рые
издал *Лессинг. З. больше возмущался фактом их опубликования, чем самим содержанием
(хотя не разделял идей Реймаруса). Рассудочные типы философии и богословия, царившие
на Западе в 18 в., способствовали широкой популярности З., но к концу его жизни
она резко упала, особенно в связи с подозрительным отношением к нему прусского
правительства. В эти последние годы сам З., сознавая ущербность сухого рационализма,
пытался найти опору в оккультизме, теософии и алхимии.
При всем том труды З. имели и положит. значение для экзегетики. Он одним из
первых ввел в нее общие принципы *герменевтики, к-рые были выработаны классич.
филологией. З. показал, какое важное значение для экзегезы имеет научно-филологич.
анализ текста Писания. Тем самым он положил начало целой школе библ. исследований.
l *Л е б е д е в А.П., Церк. историография, М., 1898; *М у р е т о в М.Д.,
Протестантское богословие до появления Страусовой «Жизни Иисуса», Серг.Пос., 1894;
Р о б е р т с о н Д., Г е р ц о г И., История христ. Церкви, СПб., 1891, т.2;
G e n t h e, 1977, s.65-74; H o f f m a n n H., Die Theologie Semlers, Lpz., 1905;
RGG, Bd.5, S.1696-97; S c h a f e r P., J.S.Semler. — Klassiker der Theologie,
1983, Bd.2, S.38-52. |