ШЕСТОДНЕВ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ШЕСТОДНЕВ (греч. `ExЈmeron), традиц. обозначение библ. сказания
о днях творения (Быт 1:1-2,4a). По лит. *жанру Ш. приближается к генеалогиям,
к-рые составляют основу *Священнической традиции Пятикнижия. По мнению большинства
толкователей, Ш. завершается словами: «вот происхождение (евр. тольдот) неба и
земли, при сотворении их». Ш. отличают лаконизм и торжеств. приподнятость стиля.
Не исключено, что в своей устной форме он входил в состав богослужебного ритуала.
Как правило, Ш. относят к прозаическому *роду литературному свящ. письменности,
однако в нем есть и поэтич. элементы (в частн., сложная система рефренов; см.
ст. Структуралистское толкование Библии).
История толкований Ш. прошла три осн. этапа. 1) В святоотеч. и ср.-век. период
комментарии к Ш. носили либо буквальный, либо аллегорич. характер (свт.*Василий
Великий, свт.*Григорий Нисский, блж.*Августин, свт.*Амвросий Медиоланский, *Севериан
Габальский, *Иоанн Экзарх, *Беда, Бонавентура и др.) Экзегеты этого периода были
сосредоточены на богосл. смысле Ш., дополняя библ. сказание данными из античного
естествознания. Представители александрийской школы экзегезы склонны были считать
Ш. иносказанием, за к-рым стоит реальность единовременного творческого акта. В
антиохийской школе экзегезы предпочитали понимать Ш. дословно. 2) Развитие научных
представлений о космогенезе, начиная с 17 в., привело к интерпретации Ш. в духе
теории *конкордизма. Эта интерпретация искала соответствия между библ. текстом
и теориями о длительности процесса миротворения. В частн., следуя блж. Августину
(О книге Бытия, ХV, 27), сторонники такого толкования понимали библ. «дни» расширительно,
как указание на неопредел. космич. и геологич. периоды. Основатель палеонтологии
Жорж Кювье (1769-1832) связывал дни творения с циклом эпох, за к-рыми, по его
гипотезе, следовали катастрофы, истреблявшие все живое. Конкордизм нередко вынужден
был совершать насилие над буквой Писания, и в то же время он не был в состоянии
объяснить, почему в Ш. растения созданы прежде светил. 3) В 19-20 вв. большинство
экзегетов вернулось к осн. принципам святоотеч. толкования Ш., дополнив его новыми
концепциями. Ш. стал рассматриваться не как научное описание миротворения, а как
вероучительный документ, как *керигма о Боге-Творце. Гл. внимание сосредотачивалось
на б о г о с л о в с к о м с м ы с л е библ. сказания, к-рое
содержит учение, независимое от той или иной научной теории миротворения (см.Наука
и Библия; Эволюционизм естественно-научный и Шестоднев). По преобладающему сегодня
взгляду экзегетов всех конфессий, для того, чтобы уяснить смысл Ш., следует сопоставлять
его не с научными данными, а с внебиблейскими религ. космогониями. Именно это
имел в виду известный рус. ученый-биолог 19 в. К.М.Бэр, когда писал: «Нападки
на Моисееву историю творения являются забавными анахронизмами, поскольку наука
уже давно с ними справилась. Если брать ее не по букве, а по существу, то должно
признать, что более возвышенной космогонии мы от древнего времени не имеем,
и едва ли будем иметь».
Космогонии *Древнего Востока содержат нек-рые элементы, к-рые сближают
их с Ш. Так, по воззрениям месопотамских народов и ряда школ егип. жрецов, вода
была изначальной стихией мира. В библ. рассказе использованы представления древневост.
*космографии. В одном из егип. мифов, как и в Библии, особая роль отводится созидательному
Слову Божества (см. лит-ру об этих параллелях в ст. Сравнит.-религ. изучение Библии).
Но на этом сходство кончается. Гл. мотив языческих космогоний — жестокая борьба
между богами, в результате к-рой и был создан мир. Напр., в вавилоно-ассирийской
поэме «Энума элиш» природа образована из трупа морского божества — чудовища Тиамат,
к-рое было сражено богом Солнца Мардуком. Мир творится им как жилище для сонма
богов, а человек образуется из глины и крови бога для того, чтобы служить небожителям
(«пусть богам послужат, чтобы те отдохнули»). Характерная особенность древних
мифов — нерасчлененность божественного и природного бытия. Поскольку же боги неотделимы
от природного мира, этот мир, согласно древневост. космогониям, не создан, а
п о р о ж д е н. Так, егип. бог Ра «выплюнул» Шу и Тефнут (воздух и воду),
к-рые одновременно являлись и богами этих стихий. По другому егип. мифу, люди
вышли из тела бога.
Структура и сущность Ш. Библ. сказание полемически направлено против космогоний
*политеизма, хотя полемика эта ведется неявно. Учению Ш. присущи след. черты:
Бог — единственный Создатель мира, что исключает борьбу богов. Творцу не
предшествует никакое извечное бытие, подобное водным богам языч. космогоний. Элементы
природы являются тварными стихиями, а не богами. Ш. преодолевает *антропоморфизмы
вост. мифов: Творец созидает Словом, К-рое есть Его непостижимая сила.
Ш. не претендует на научное описание. Это видно из его композиции, построенной
по принципу поэтич. параллелизма, или симметрии (см. ст. Поэтика библейская).
1-й день (свет) параллелен 4-му дню (светила); 2-й день (воды) параллелен 5-му
дню (водные твари); 3-му дню (суша) параллелен 6-й день (живые твари на суше).
Связь между двумя триадами подчеркивается еще и тем, что каждая завершается созданием
особой категории существ (растений, человека). В первой триаде речь идет преимущ.
об актах отделения (света от тьмы, воды от суши), к-рые структурируют модель мира,
а во второй триаде говорится о созданиях, наполняющих эту структуру (светилах,
животных, человека). Трехчастное деление космогенеза указывает на три этапа творения:
космич., гео-биологич., био-антропологический. В Ш. o *Хаосе говорится лаконично,
причем Бездна Хаоса (евр. Техом) лишена черт одушевленности (о Хаосе как символе
сатаны Библия упоминает вне Ш., но и там он не божество, противостоящее Творцу,
а тварь, см. ст. Хаос). На Хаос указывают слова Ш. o земле, к-рая вначале была
«безвидна и пуста» (евр. тоху ва боху). Пo мнению рус. правосл. богослова *Ильина,
«можно утверждать, что началу творения нашего космоса, его "первому дню" предшествовала
какая-то домирная, метаматериальная катастрофа, страшным эпилогом к-рой явились
тьма и хаос». Примечательно, что тьма в Ш. не отнесена к категории «хороших» созданий.
Редкое для Библии слово барб (сотворил) употребляется в Ш. только для важнейших
моментов миротворения (создания «неба и земли», т.е. Вселенной, жизни и человека).
В др. случаях используется глагол асб (сделал), причем указано, что Бог дает созидательную
силу самим творениям (воде, земле). То, что Творец нарекает именами Свои создания,
означает (в соответствии с вост. способом выражения) Его власть над ними (ср.
наречение человеком имен для животных в Быт 2). Сотворение мира есть акт Божественной
Любви; это подчеркивается в Ш. особым рефреном (Бог видит, что творения
его «хороши»). Созданию человека предшествует Небесный Совет («сотворим человека»),
что должно подчеркнуть особую роль людей в мироздании. Человек создан не как слуга
(ср. вавилонский миф), а как господин твари. В этой его власти заключается одна
из гл. черт богоподобия, к-рое в равной мере относится и к мужчине, и к женщине.
*Теоморфизм распространяется не только на природу, но и на деятельность человека.
Как Творец созидал мир в течение 6-ти дней, а в 7-й день пребывал в покое, так
и человек должен трудиться 6 дней, а в 7-й день (субботу) прекращать труд. Субботний
покой призван напоминать, что способность активно действовать в мире человек получил
от Творца. В день покоя он как бы временно отказывается от своей власти над природой,
ибо в конечном счете высший Властитель всего — Бог. Т.о., Ш. содержит не только
вероучительные истины о творении, но и дает жизненное наставление людям, к-рые
должны с л е д о в а т ь Богу в своем повседневном бытии. 7 дней в
библ. сказании соответствуют *символич. числу, означающему завершение, полноту.
Мир в Ш. назван тов меуд (хорошим весьма), ибо свящ. автор смотрит на Вселенную
не глазами человека, ограниченного во времени, а глазами Бога, К-рый созерцает
тварь в ее конечной гармонии.
l Пер. текстов, содержащих древневост. космогонии, см. в ст. Древний
Восток. А в д а н с к и й Н., Идея о творении в Писаниях ВЗ, «Странник»,
1915, № 3; А р х а н г е л ь с к и й А., Библ. космогония, ПС, 1889, т.II;
Б а р а н о в с к и й С.И., Дни творения мира в библ. повествовании, «Странник»,
1889, № 12; Б е т е к с Ф., Песнь творения, Гальбштадт, 1912; Библия и Вавилон.
Апологетич. очерк, СПб., 1904 (авторы: *Рыбинский, *Лопухин, еп.Вебер); *Б о г
о р о д с к и й Я.А., Начало истории мира и человека по первым страницам
Библии, Каз., 1909; е г о ж е, К вопросу о библ. истории миротворения,
ПС, 1890, т.I; архим. (впосл. еп.) Б о р и с (Плотников), О начале мира, К., 1891;
*Д е л и ч Ф., Колыбель христианства. (Вавилон и Библия. В стране небывшего
Рая), ч.1-4, СПб., 1909; [прот.*Е л е о н с к и й Н.], Сотворение мира,
ЧОЛДП, 1872, № 2 (по *Кейлю); *Е л е о н с к и й Ф., Вавилоно-ассирийское
сказание о творении мира, ХЧ, 1877, т.1; И л ь и н В.Н., Шесть дней творения,
Париж, 1930; [*Л е б е д е в А.], Опыт филос.-богосл. и естеств.-науч. истолкования
библ. догмата о творении мира, ЧОЛДП, 1874, № 1; *Л о в я г и н Е.И., Важность
библ. сказания о сотворении видимого мира, «Странник», 1863, № 6; прот.М е н ь
А., Истоки религии, Брюссель, 19812; Н о в о р у с с к и й А.В., Разбор
мнений о шестодневном творении, ПО, 1879, т.II, № 8, т.III, № 11; О р н а т с
к и й Ф.С., Происхождение человека, Труды КДА, 1881, № 1, 4; П а в л о в
и ч А., Библ. космогония по учению Отцов и Учителей Церкви, СПб., 1898;
П е с о ц к и й С.А., К вопросу об историч. характере Моисеева сказания
о творении мира, Труды КДА, 1898, № 3; е г о ж е, Повествование ассиро-вавилонских
клинообразных надписей о творении мира, К., 1901; *П и п е р о в Б., Тълкуване
на книгата Бытие, София, 1973; П р о х о р о в Г.М., Шестоднев, СКДР, вып.1,
с.478-83; С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), Магизм и Единобожие, Брюссель,
1971; прот.*С е р г и е в с к и й Н.А., Творение мира и человека, М., 1883;
Т о п о р о в В.Н., Космогонич. мифы, МНМ, т.2; архим.Ф е о д о р (А.*Бухарев),
Изъяснение 1-й гл. кн. Бытия о миротворении, СПб., 1862; Ф р а н к ф о р т
Г.А., (и др.), В преддверии философии. Духовные искания древнего человека, М.,
1984; Х е й д т У., Бытие 1:1-11, 32, Колледжвиль, 1962 (ркп. МДА); ЭСБЕ,
т.39; *Ю н г е р о в П.А., Повествование о творении мира и человека в I,
II и V гл. книги Бытия, к вопросу о происхождении и писателе книги, ПС, 1880,
№ 4; *G u n k e l H., Schopfung und Chaos, Gott., 1895; Н а u r e t
Ch., Origines de l’univers et de l’homme d’apr–s la Bible, P., 1955 (англ. пер.:
Beginnings, Dubugue (Jowa), 1964); М а r t i n - А с h а r d R., Et Dieu
cr№a la terre, P., 1979; M о n i r e n T., The Creation, N.Y., 1962; R е
i n е l t H., Schopfung, HTG, Вd.4; R е n e k e n s H., Israel’s Concept
of the Beginning, N.Y., 1964; S o v e n s e n H., Creation Account, NCE,
v.4; *W e s t e r m a n n C., Der Schopfunsbericht vom Aufang der Bibel,
Stuttg., 1960 (англ. пер.: The Genesis Accounts of Creation, Phil., 1964); MB,
1979, № 9; см. также ст. *Райта и др. в RGG, Bd.5, S.1469-92 и в ст.: Богословие
библейское; Пятикнижие; Эволюционизм естественнонаучный.
ШИВАРОВ, Николай, прот. (р.1930), болг. правосл. библеист.
Род. в Софии. Окончил Софийскую ДА (1953). Курсовое соч. Ш. было посвящено сравнению
законов *Пятикнижия с кодексом *Хаммурапи. Был оставлен в академии при каф. Свящ.
Писания. Рукоположен в 1960 (с 1966 протоиерей). Член комитета Болг. Правосл.
церкви по пересмотру болг. пер. Библии. Участник конференций «Объединенных Библ.
обществ» (см. ст. Общества библейские), а также I Конгресса правосл. экзегетов
в Афинах (1972). В наст. время является ректором Софийской ДА. Неоднократно
бывал в Сов. Союзе в качестве гостя Московского Патриархата. Кроме толкования
на Кн. прор. Иеремии (София, 1974), Ш. принадлежит большое число работ, к-рые
отличает широкий тематич. диапазон. Они касаются различ. аспектов ветхозав. истории,
библ. *археологии и *богословия.
u Вънешнополитическият живот на израилското и иудейското царства през царуването
на Теглатфаласара VIII Асирийски, ГДА, 1959, т. 8; Възвисяването на библиния патриарх
Иосиф от фараона данните на египотологията, ДК, 1958, № 1; Св. Писаните и древнеегипетската
«Повест на Синухета», ДК, 1958, № 4; Св. пророк Наум и паденето на Ниневия, ДК,
1959, № 12; Киммерийците и скитите в Св. Писание на Стария Завет, ДК, 1960, №
7-8; Древен библейски ръкописи от Кумран, ГДА, 1960-61, т.10; Древен библейски
ръкописи от Кумран Малките пешеры, ГДА, 1964-65, т.14; Новооткрыто древно законодателство,
ДК, 1961, № 11; Раскопки в Рамат Рахел в Палестина, ДК, 1966, № 12; Иоанн
Екзарх като тълкувател на Св. Писание Въз основа на неговия Шестоднев, ГДА, 1966,
т.15; Старозаветните свидетелства за Христово възнесение, ЦВ, 1965, № 16-17; Раввинското
образование на св. ап. Павел, ДК, 1967, № 7-8; Забележителна новооткрити библейски
ръкописи текстове от Псалтири и книгата на Иисус син Сирахов. ДК, 1968, № 4; Първи
конгрес на православнити екзегети, ДК, 1973, № 9; Литературните жанрове в Стария
Завет, ГДА, 1976.
l ГДА, 1978, т.24.
|