БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА СВЯЩ’ЕННОГО ПИСАНИЯ. Если секулярный
гуманизм утверждает, что единств. ценностью является человек, а
дохрист. и нехрист. религии нередко принижают его достоинство, то
христианство и Библия учат о З а в е т е, в к-ром
осуществляется союз Предвечного и человека, причем последнему отводится
активная роль соучастника Домостроительства Божия. Т.о., провозвестие
Церкви и Библии есть богочеловеческое провозвестие. Высшей точки
Завет достигает в момент Боговоплощения, когда «Слово стало плотию
и обитало с нами» (Ин 1:14). Догматич. определение этой тайны дано
на IV *Вселенском Соборе (Халкидон, 451), к-рый исповедал веру в
богочеловечество Христа Спасителя. Халкидонский догмат, широко истолкованный,
стал надежным ориентиром для Церкви, ограждая ее от монофизитских
уклонений. Этот догмат выходит за пределы собственно *христологии,
позволяя рассматривать все бытие Церкви как богочеловеческое. «Очами
веры и в духовном опыте, — говорил *Карташев, — мы удостаиваемся
изнутри церковного откровения узреть, по аналогии с существом Халкидонского
догмата, истинно кафолический, православный путь неизбежного, героического,
ибо антиномического, с о ч е т а н и я Б о ж е с к о
г о и ч е л о в е ч е с к о г о н а ч а л» (ПМ,
вып. IX, 1953, с. 89). В рус. религ. мысли тема богочеловечества
была с исключит. вдохновенной силой раскрыта Вл.*Соловьевым и его
преемниками (Вл. Соловьев первым связал Б.п.С.П. с Халкидонским
догматом). Идея богочеловечества является обоснованием христ. гуманизма,
к-рый видит величие человека именно в дарованной ему возможности
соучаствовать в замыслах Божьих.
Богочеловеч. природу имеет вся жизнь Церкви в целом, в т.ч. и таинства
(сочетающие действие человека и действие Духа Божьего), и Библия
(как важнейшая часть церк. Предания). Будучи Словом Божьим, Библия
в то же время передает это Слово в *синергизме небесного и земного.
*Откровение преломляется через личность свящ. автора, к-рый при
этом остается самим собой (черты характера, дарования, взгляды и
представления, влияние эпохи и т.д.). Таинств. сочетание этих двух
элементов и является сущностью Б.п.С.П.
l К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947;
еп.*К а с с и а н (Б е з о б р а з о в), Принципы правосл.
изучения Слова Божия, «Путь», 1928, № 13; прот. Ч е л ь ц о в
М., О человеческих привнесениях в Библии, «Христианская мысль»,
1916, № 6; L e v i e J., La Bible, parole humaine et message
de Dieu, P.-Louvain, 1958. См. также ст.: Боговдохновенность
Свящ. Писания; Жанры лит. в Библии; Источники, письменные и устные,
свящ. книг; Откровение библейское.
|