СХОЛАСТИЧЕСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭКЗЕГЕЗА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
См. о схоластике и готике очерк Панофского;
К досье Меня
СХОЛАСТИЧЕСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭКЗЕГЕЗА,
толкование Библии, сложившееся в контексте западноевроп. ср.-век. схоластики.
Слово «схоластика» происходит от греч. scol» (школа), поскольку схоластич. богословие
развивалось гл.обр. в университетах и монастырских училищах.
Схоластика сочетала веру в авторитет Библии и святоотеч. Предания с рационально-филос.
методом изложения и аргументации. Позднее, начиная с эпохи Ренессанса, термин
«схоластика» приобрел негативный смысл как синоним рассудочного, сухого и формального
подхода к богословию.
Хотя мн. авторы отождествляют С.с.э. со *средневековой экзегезой в целом, собственно
схоластику принято ограничивать более узкими временными рамками — 13-14 вв., когда
сформировалась классич. схоластика. Она характеризуется стремлением построить
всеобъемлющую систему воззрений с использованием античного филос. наследия, гл.
обр. Аристотеля. Аристотелевское влияние прослеживается уже у представителей раннего
визант. богословия (напр., у прп.Иоанна Дамаскина; 675-749), но до эпохи классич.
схоластики в мышлении Востока и Запада еще господствовала Платоновская традиция,
пришедшая через патристику. Лат. экзегеты познакомились с Аристотелем через мусульманских
и иудаистских богословов, к-рые нередко толковали его в духе учения о «двух истинах»
(истина *Откровения и истина разума); причем влиятельный исламский мыслитель Ибн-Рушд
(Аверроэс) считал истину Откровения низшей ступенью по сравнению с истиной, добытой
разумом. С.с.э., приняв принцип разделения сфер веры и знания, напротив, поставила
веру и Откровение выше рационального знания. Одним из первых, кто вызвал острую
дискуссию вокруг этой проблемы, был *Абеляр, хотя он еще не являлся настоящим
христианским аристотеликом. Полностью всеми трудами греч. философа располагал
англ. францисканец Александр Гэльский (ок.1185-1245), составивший «постилы» (примечания)
ко всем книгам Библии. Другой англ. богослов архиеп.*Стефан Лэнгтон также имел
высокий авторитет в Средние века как схоластич. комментатор Писания.
Гл. представителями С.с.э. были нем. монахи из доминиканского ордена Альберт
Великий (ок.1205-80) и *Фома Аквинат. Альберту приписываются комментарии ко всей
Библии, хотя совр. исследователи признают подлинными лишь часть их. Фома писал
толкования на Иов, Пс 1-50, Иер 1-42, на Мф, Ин и послания ап.Павла. Ему же принадлежит
т. н. «Золотая катена», содержащая пояснения к Слову Божьему, извлеченные из 54-х
греч. и лат. отцов Церкви. Большая часть произведений С.с.э. представляет собой
свод патристич. толкований. Схоласты дополняли их последовательным методическим
анализом тем, диалектическим их обсуждением, всегда стремясь привести разнородные
высказывания к логическому единству.
Одну из гл. задач толкователи С.с.э. видели в том, чтобы четко выделить неск.
смысловых пластов Писания и сформулировать критерий для их различения. Фома Аквинат
обращал особенное внимание на выработку строгих правил *герменевтики. В соответствии
с *полисемантизмом Библии последовательно вычленялся а) исторический, или буквальный,
смысл Слова Божьего, б) таинственный смысл, тесно связанный с догматич. проблематикой,
в) *типологический и г) этический (*тропологический) смысл Писания. Образцом тропологич.
толкования для С.с.э. были труды свт.Григория Великого. Отдавая дань *аллегорическому
методу толкования Библии, схоласты, однако стремились избегать его крайностей,
подчеркивая важность историч. смысла Библии. Большое внимание Фома Аквинат и др.
схоласты уделяли защите библ. *креационизма, поскольку его трудно было сочетать
с доктриной Аристотеля о вечности мира.
Богословский рационализм доминиканцев нашел своего критика в лице англ. францисканца
Иоанна Дунса Скота (ок.1266-1308), написавшего толкование на Быт, Четвероевангелие
и Послания. Он утверждал, что на Библию нельзя смотреть как на энциклопедию знаний
и строить на ее основе логическую систему всеобъемлющего характера. Слово Божье
дано нам для спасения: выводы разума должны делаться независимо от веры, но поскольку
и вера, и разум исходят от единого Бога, они не могут и не должны противоречить
друг другу. Большое влияние в Средние века имели назидательные толкования на Евангелия
доминиканца Николая Горрана (ок.1232-ок.1295), комментарии *Николая Лиринского
и герменевтич. труды Жана Жерсона (1363-1429). Притязания автономного разума
обусловили кризис и упадок схоластики, почву для к-рых подготовили сами схоласты.
l *В и г у р у Ф., Руководство к чтению и изучению Библии, пер. с франц.,
М., 19162, т.1; [Д о б и а ш - Р о ж д е с т в е н с к а я О.], Жерсон,
НЭС, т.17; Л о с с к и й В.Н., Предание Отцев и схоластика, БТ, 1978, сб.18;
М и л о р а д о в и ч К., Альберт Великий, НЭС, т.2; С о к о л о в
В.В., Ср.-век. философия, М., 1979; Ш т ё к л ь А., История ср.-век. философии,
М., 1912; Э й к е н Г., История и система ср.-век. созерцания, СПб., 1907;
L u b a c H. de, Ex№g–se m№di№vale. Les quatre sens de l’Ecriture, v.1-4,
P., 1959-64; S m a l l e y B., The Study of the Bible in the Middle Age,
N.Y., 1952; S p i c q C., Esquisse d’une histoire de l’ex№g–se latine au
Moyen „ge, P., 1944; Enc.Kat., t.4; NCE, v.2; RGG, Bd.5.
|