ПСИХОАНАЛИЗ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БИБЛИИ, подход к Библии с т. зр.
различных психоаналитич. школ.
Психоанализ как терапевтический метод был впервые разработан австр.
психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Принято считать, что именно
он открыл мир бессознательного как один из важнейших факторов душевной
жизни человека. Однако в действительности у Фрейда были предшественники
(Э.Гартман, У.Джеймс и др.). Заслугой Фрейда явился тщательный анализ
роли бессознательного и учет его при терапии неврозов. Согласно
Фрейду, внутреннее бытие человека протекает под знаком борьбы
между сознанием («Я»), бессознательными инстинктивными вожделениями
(«Оно») и нормативными требованиями, выработанными в социальной
среде («Сверх-Я»). Основным фоном «Оно» является «либидо», сексуальное
влечение (в последний период жизни Фрейд несколько расширил свое
понимание «либидо»). По Фрейду, мн. неврозы порождаются подавлением
«либидо» и осознание этого факта может быть инструментом излечения.
Однако, не ограничиваясь медицинской стороной вопроса, Фрейд пытался
распространить принципы психоанализа на всю культуру и, в частн.,
на религию, к-рую он трактовал как коллективный невроз. Подобные
попытки существовали и раньше (Бине-Сангле и др.) и были подвергнуты
резкой критике Джеймсом У. и *Швейцером А.
Считая себя неверующим, Фрейд тем не менее с юных лет изучал Библию,
на что он сам указывает в автобиографии (в позднейших изданиях это
признание было исключено). Констатация дисгармоничности человека
неизбежно привела Фрейда к проблеме первородного греха, или поврежденности
человеческой природы. Признавая изначальность внутренних конфликтов
своего рода первородным грехом человечества, Фрейд пытался дать
ему психобиологическое объяснение. В работе «Тотем и табу» (1913,
рус. пер.: М.-Л., 1924) он предположил, что в древней человеческой
орде некогда произошло кровавое преступление: выросшие сыновья убили
отца-тирана. Память об этом убийстве трансформировалась в религиозные
формы почитания Высшего Существа и первые моральные нормы. Возникает
вопрос: если у участников преступления совесть была настолько чуткой,
что они помнили о случившемся всю жизнь и передали воспоминание
в форме мифа потомкам, следовательно, они уже обладали определенным
нравственным чувством. Кроме того, гипотеза Фрейда, построенная
на преувеличении роли случайного факта, представляется скорее «научным
мифом», чем обоснованной теорией.
В конце жизни ученый вновь вернулся к теме вины перед отцом как истоку религиозных
верований. В книге «Моисей и монотеизм» (1938, рус. пер.: «Этот
человек Моисей», «Двадцать два», Иерусалим, 1987, N 54-56) он предложил свою
трактовку возникновения ветхозав. единобожия. Согласно Фрейду, Моисей был египтянином,
исповедовавшим религию Эхнатона (см. ст. Амарнский период), к-рую он хотел привить
израильтянам. Но последние, будучи язычниками, с трудом усваивали возвышенные
идеи вождя и в конце концов убили его. Позднее израильтяне, движимые раскаянием,
вернулись к его религии и почитанию самого Моисея. В этой «реконструкции», по
замечанию *Олбрайта, «совершенно отсутствует серьезная научная методология и ее
автор обращается с историческими фактами даже более вольно, чем с данными интроспективной
и экспериментальной психологии». Объяснение религии через «Эдипов комплекс» (агрессия
против отца и одновременно страх перед ним) опровергается уже одним тем, что во
многих верованиях высшее божество воспринималось как Мать.
Крайности «классического фрейдизма» привели к его кризису уже в
нач. 20 в., хотя сам психоанализ получил широкое распространение
и влияние. В 1913 ученик Фрейда швейц. психиатр Карл Густав Юнг
(1875-1961) отошел от него, создав свою «аналитическую психологию».
Юнг отверг «либидо» как главный рычаг человеческой душевной жизни
и разработал учение о «коллективном бессознательном», к-рое, по
его мнению, является лоном развития всех религ. представлений. Юнг
считал, что все священные символы, в том числе и библейские, формируются
в рамках «архетипов», свойственных коллективному бессознательному,
хранящему в себе соборную память человечества. Концепцию Юнга
можно охарактеризовать как пантеистическую, ибо он фактически отождествлял
коллективное бессознательное с Божеством. В книге «Ответ Иову» (1952)
Юнг пытался истолковать отношение между Богом и Иовом в свете своих
воззрений. Яхве явился Иову как стихийная мощь, но Иов как личность
оказался выше Его. Поэтому в самом Боге произошла трансформация
в сторону нового самосознания, завершившаяся Его вочеловечением.
На редкость смутный способ изложения придавал этой и другим концепциям
Юнга крайне спорный, необязательный и фантастич. характер.
К проблеме первородного греха обратился и др. представитель «неофрейдизма»,
амер. психиатр Эрих Фромм (1900-80). Он считал, что отрыв человека
от природного бытия в процессе антропогенеза создал изначальную
болезненность человеч. вида. Религия явилась как своего рода терапия
конфликтов души, как жизненно необходимая ориентация. Согласно Фромму,
библ. предсказания о возвращении Едема отражают тоску человека по
гармонии с бытием, к-рой он лишился. Фактически т. зр. Фромма есть
«светский» перифраз библ. учения об отрыве человека от Божественного
Бытия.
Конфронтация между психоанализом и богословием, существовавшая
в начале развития этого направления, с годами смягчилась. Потускнел
«естественнонаучный оптимизм» самого Фрейда, расширилось его понимание
«либидо». В 1933 он писал А.Эйнштейну: «Психоанализу нечего стыдиться,
когда он говорит о любви, ибо религия провозглашает то же самое:
"Возлюби ближнего, как самого себя"». Юнг утверждал, что он служит
религии, когда разоблачает псевдомистич. переживания, связанные
не с верой, а с либидозными, невротическими и компенсаторными механизмами.
В свою очередь, многие богословы и пастыри-практики признавали ценное
зерно в психоанализе как методе, очищающем религию от чуждых ей
элементов. Что касается трактовки Фрейдом религии как подавленных
и вытесненных инстинктов, то богословие поставило вопрос иначе:
не является ли неверие ученого подавленным чувством Бога, к-рое
жило у него в подсознании и было вытеснено его биологической антропологией?
l *А в е р и н ц е в С.С., «Аналитическая психология» К.Г.Юнга
и закономерности творческой фантазии, в кн.: О современной буржуазной
эстетике, вып.3, М., 1972; Б е л и к А.А., Психология религии
Э.Фромма и А.Мислоу, в кн.: «Религии мира», М., 1989; В ы ш е с
л а в ц е в Б., Этика преображенного Эроса, Париж, 1931; Г
ё р р е с А., Вера и неверие с т. зр. психоанализа, «Символ»,
1986, № 16; Д ж е м с В.,
Многообразие религиозного опыта, пер. с англ., М., 1910;
Д о б р е н ь к о в В.И., Неофрейдизм в поисках «истины»,
М., 1974; *К ю н г Г., Существует ли Бог? Ответ на вопрос
нового времени о Боге, 1982 (без м. изд.); Л е й б и н В.М.,
Психоанализ и философия неофрейдизма, М., 1977; М а й с к и й
В.И., Фрейдизм и религия, М., 1930; П о п о в а М.А., Фрейдизм
и религия, М., 1985; Ф р а н к С.Л., Психоанализ как миросозерцание,
«Путь», 1930, № 25; Ф р е й д З., Избранное, пер. с нем.,
М., 1989; Ф р о м м Э., Иметь или быть?, пер. с англ., М.,
1986; е г о ж е, Психоанализ и религия, пер. с англ., в кн.:
Сумерки богов, М., 1989; Реферат на кн.: [Ц а р н т Г., Иисус
и Фрейд. Симпозиум психоаналитиков и теологов, Мюнхен, 1972], «Символ»,
1979, № 1; Ю н г К.Г., Избр. труды по аналитич. психологии,
Цюрих, 1929, т.1-3; F r o m m E., The Dogma of Christ, L.,
1963; i d. The Heart of Man, N.Y., 1964; i d., You Shall be
as Gods, L., 1967; H o m a n s P., Theology after Freud, Indianapolis,
1970; i d., Jesus and Freud, 1972; J u n g C.G., Psychologie
und Religion, Z., 1962 (англ. пер.: Psychology and Religion, Princeton,
1969; i d., Erinnerungen, Traume, Gedanken, Z.-Stuttg., 1963 (англ.
пер.: Memories, Dreams, Reflections, L., 1967).
|