ФИЛИП ЯНСИ
Его:
Библия, которую читал Иисус. 3–е изд., испр. и перераб. М.: Триада, 2007. 54 тыс. слов.
Где Бог, когда я страдаю. М.: Триада, 2009. 70 тыс. слов.
Много шуму вокруг Церкви.
Молитва. М.: Триада, 2008. 473 с.
Что удивительного в благодати, 1997.
http://www.philipyancey.com/ с 2010 г.
Выпускник колледжа в Уитоне в сфере журналистики и англ. языка, и Ун-та Чикаго.
Автор более 600 статей в основном в христ. баптист. журналах, регулярно в Christianity
Today. Получал награды от Evangelical Christian Publishers Association. Автор
трех книг в соавторстве с доктором и миссионером Полем Брэндом. В книге "Библия,
которую читал Христос", вспоминает работу журналистом в Чикаго, писал о ЧП и заинтересовался
страданиями - активно пишет на эту тему и, по-моему, далеко отошел от "баптистской
ортодоксии", сражается с оптимизмом бездумным.
См. персоналии.
Philip Yancey. The Bible Jesus Read.
Zondervan Publishing House: Grand Rapids, Michigan. 1999. 221 pp.
Книга о ВЗ. Название напоминает, что Гдь и апостолы под "Писанием" подразумевали
лишь ВЗ -- что трудно себе представить.
С. 34. Thomas F. Torrance (The Mediation of Christ)
замечал, что антисемитизм есть, возможно, вариант богоборчества.
Израиль воевал с Творцом, мы -- с теми, кого Творец избрал. Может быть, то
же можно сказать о всякой агрессивности -- она всегда есть удар по отражению того,
до кого мы не можем дотянуться.
С. 38. Павел скорее интеллектуал: стоило ему что-то понять, и его чувства выстраивались
в соответствие с пониманием. "Пытаться подражать Павлу (а он к этому призывает),
по моему опыту, не легче подражания Христу".
С. 47. 159 из 700 проповедей Кальвина посвящены Иов.
С. 59 и дал. Вопросы Иова к Богу открывают характер Иова. Другие бы потребовали
вернуть здоровье и деньги, а уж потом будем обсуждать проблемы веры. Иов требует
даже не утешения -- к концу он всего лишь требует личного ответа Бога.
Он полагает, что у него есть право требовать объяснений, и Бог уважает его настойчивость.
Вся книга - о тесте на верность, и Иов проходит тест, потому что верит в Бога
даже, когда у него оснований для веры-доверия и есть много оснований для недоверия.
"Можно назвать Иова первым протестантом в самом точном
смысле слова. Он основывается не столько на благочестивой догме, сколько на личной
вере".
С. 60. William Safire, The First Dissident об Иов: "Я начал читать эту
книгу, сомневаясь в моей вере, а окончил -- веруя в мои
сомнения".
С. 61. Бог ничего не объясняет, п.ч. объяснение (насчет пари) нарушило бы условия
пари. Он даже воздерживается от проявления сочувствия, скорее, напротив, яростен.
Его логика: не знаешь законов физической вселенной, не учи меня законам нравственности.
(В природе есть чудеса и дикость -- есть они и в этике?).
С. 62. "Мне кажется, что Бог мог просто зачитать страницу из телефонной книги,
Иов и тогда бы смирился". Важно не что сказано, а Кем.
С. 63. Неверное понимание Иов как книги о страданиях, тогда как это
книга о вере. Иова не унизили, а вознесли -- ведь Бог поставил Свою репутацию
на поведение одного человека. "Когда Иов чувствовал себя совершенно оставленным
Богом, Бог пристально вглядывался в него". Богу важнее наша вера, а не наше удовольствие-наслаждение.
С. 64. Цитирует Кьеркегора: "Ключка в моей ступне помогает мне прыгнуть выше,
чем возможно человеку с ногой здоровой".
С. 113.Псалмы "не столько открывают Бога людям, сколько людей
-- Богу". В псалмах нет "секуляризации", разделения жизни на светскую часть и
религиозную. Для них все религиозно, и поскольку в это "все" входит и всяческая
греховная дрянь, нас псалмы шокируют.
С. 136. Проклятия в псалмах мы неправильно воспринимаем уже потому, что они
адресованы не нам, а Богу.
С. 143. Экклесиаст - полон безразличия к окружающим,
меланхолии, бесчувствие к боли, принятие сумасшествия мира, притупившиеся чувства
- но ведь это же очень характерно для экзистенциализма. Экзистенциализм возник
в прекраснейшем городе мира, и Экк. - на пике блаженства, в избытке. После 2 Мировой
романист Филип Рот Roth: "На Западе все происходит и все
бессмысленно. На Востоке ничего не происходит и все переполнено смыслом".
С. 150. Симметрия Экк. и Иов: два отчаяния -- от переизбытка и от скудости.
И то, и другое - иго, бремя.
С. 152. Ученик спросил раввина: "В чем смысл жизни?"
-- "Такой хороший вопрос -- почему ты хочешь обменять его на ответ?"
С. 154. В Экк. бессмыслица убедительнее смысла, как сатана у Мильтона светлее
прочих.
С. 155. Со ссылкой на Паскаля - человек выше животного тем, что знает, сколь
он низок.
С. 158. Вопрос о происхождении чувства красоты - для
атеиста то же, что для христианина вопрос о смысле страдания.
С. 169. Люди под "бременем богов" превщают наготу в порнографию, вино в алкоголизм,
человеческое разнообразие в расизм. Мы перестаем видеть
хорошее в хорошем.
С. 165. Со ссылкой на Витгенштейна: верить значит видеть смысл внутри жизни,
а не вне ее.
С. 177. Пророки напоминают психотерапевта: они усаживают
Бога в кресло и говорят: "Ну-с, что Вы чувствуете?" -- и Бог начинает говорить.
С. 193. Ричард Фостер - еврейский анекдот про пророка, сказавшего: "Я пророчествую
не для того, чтобы изменить мир, а чтобы помешать миру
изменить меня".
|