Валентин Русанцев
- статья в его защиту, 1997
г.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВАЛЕНТИНА, МИТРОПОЛИТА СУЗДАЛЬСКОГО И ВЛАДИМИРСКОГО,
ПЕРВОИЕРАРХА РПАЦ, НА I “РОЖДЕСТВЕНСКИХ ВСТРЕЧАХ В СУЗДАЛЕ”
Суздаль, 11
января 2002 года
Ист. Вертоград. Рассылка новостей № 212. Пятница,
1 февраля 2002 года. 13:30
Открывая нашу встречу,
позвольте мне немного рассказать о себе. Я родился на Кубани, в
Краснодарском крае. После войны так случилось, что мой отец вернулся
без рук и без ног -- инвалидом. Мать, узнав об этом, была очень
потрясена и попала в больницу. Мне пришлось жить в детдоме. После
детдома меня взяли православные катакомбные христиане. И вот до
1952 года я был у катакомбных “тихоновцев”.
Те не признавали
МП по известным причинам, и я так воспитывался. Очень хотел быть
монахом, священником. Когда приходил катакомбный священник, - а
они всегда по ночам приходили и служили, - я у него спрашивал: “Когда
же Вы меня пострижете в монахи?” – “В следующий
раз”, – был ответ… Это “в следующий раз”
повторялось и раз, и два, и пять, и десять, а потом мне это надоело,
я пришел и говорю: “Батюшка, добрый вечер, я не буду задавать
вопрос, видимо, в следующий раз Вы меня пострижете в монахи, а сейчас
нет”. – “Правильно, -- говорит, -- детка”.
Я собрался и уехал
в Грузию. В Грузии я служил в храмах, а потом вернулся домой, в
Краснодарский край, к больной матери. Затем старцы, которые в то
время еще были в Грузии, в горах, мне сказали: “Поезжай, иди
в церковь служить”. Я оказался тогда у митрополита Бориса
(Вика), Краснодарского и Кубанского. Я очень красиво читал, был
прилежен, и меня взяли. Вскоре я оказался в мужском монастыре в
Одессе -- там я был послушником, чтецом, трудился в трапезной, а
потом меня взяли прислуживать патриарху Алексию (Симанскому). У
него в Одессе была дача, где патриарх проводил каждый год по два-три
месяца.
Однажды на эту дачу
приехали архиереи из-за рубежа [архиереи Зарубежной Церкви], которых
“мать-церковь” приглашала с распростертыми объятиями.
В 1946 году, приехав в СССР, они очутились в лагерях, где и просидели
до 1956 года. Вот, освободившись, они и приехали отдохнуть на дачу
патриарха, где я с ними познакомился, после чего сразу уехал в Новосибирск.
С этого момента, с 1956 года, я уже находился на службе в МП.
Будучи деятельным,
везде стараясь жить для Церкви, ради Церкви, я стал самым молодым
священником, самым молодым благочинным и получил множество наград...
Уже будучи в Суздале, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси,
я был председателем оргкомитета Владимирской епархии.
Вопрос журналиста:
Насколько я понимаю, Вы сначала закончили МДА?
Митр. Валентин:
Да, закончил университет, семинарию, академию, кандидатскую защитил.
...В начале 60-х
мы познакомились с архимандритом Алексием (Ридигером), нынешним
патриархом, -- мы с ним дружили лет 25. И он мне порекомендовал
поехать в Суздаль. Он был управляющим делами МП, и вот, когда я
в очередной раз у него был, он сказал: “Ты знаешь, приезжал
Виллебрандс, католический кардинал, он был в Суздале, а там в очень
плохом состоянии храм. Там 5 лет нет священника, обслуживает этот
приход духовенство из владимирского собора, а город этот -- центр
туризма. Пожалуйста, если можно, поезжай, может быть, ты что-то
восстановишь”. Я приехал, посмотрел, было немножко страшновато…
В 1973 году это было. С тех пор я здесь служу.
В конце 1980-х годов
я впервые побывал в Германии и Америке с лекциями. Когда я вернулся
из этой поездки, меня вызвал архиепископ Валентин (Мищук) и сказал:
“Мне нужно, чтобы Вы написали отчет, где Вы были, с кем Вы
были, какие вопросы были, где они работают, и прочее и прочее”.
Я с этими требованиями уже сталкивался, потому что я был все-таки
здесь ответственным по приему гостей в епархии, но здесь мне было
легче – когда меня спрашивали, требовали какого-то отчета,
“литературы” так называемой, то я всегда говорил: “Есть
сопровождающие, пусть они смотрят, а мне некогда - я готовлю”,
- и уходил от этого. А тут -- специальная поездка в Германию и в
Америку...
Когда я отказался
писать отчеты, мне начали угрожать: “Если Вы не напишите,
мы Вас уберем, выгоним, испепелим”. Но я, имея “ангельский
характер”, сразу же ответил: “Владыка, я не понимаю,
где я нахожусь – в кабинете на приеме у архиепископа, ангела
Церкви, или же в кабинете какого-то КГБ?” Он говорит: “Потом
узнаете”. Долго мне не пришлось ждать. Меня сразу со всех
должностей освободили, я остался только настоятелем храма. Но в
конце концов меня освобождают и от настоятельства на этом приходе,
хотя здесь я построил домик и две церкви отремонтировал, открыл
заново. Меня перевели в Покров, и я повиновался, правда, очень расстроился
и заболел, оказался в больнице. Однако против моего перевода встали
верующие здесь -- они стали ездить во Владимир, даже в Москву приезжали,
чтобы меня возвратить. Четыре месяца это продолжалось, но меня не
возвратили.
Народ -- не только
наши верующие, но и жители -- знал, что я здесь сделал. Зная меня,
они выдвинули меня в депутаты, чтобы меня не трогали, не перевели.
После четырех месяцев борьбы как-то само собой возникло такое предложение:
я сказал, что я был когда-то у катакомбных христиан, что есть такая
Церковь Зарубежная и что, может быть, нам следует обратиться туда
и перейти под ее омофор.
Вопрос:
А какой результат был выдвижения в депутаты? Вы победили?
Митрополит Валентин:
Конечно, я набрал 90 процентов голосов. Я и сейчас еще являюсь депутатом
горсовета Суздаля. Это второй срок -- с 1997 г. Первый был с 1990-го
по 1994 гг. Вчера ко мне обратились с просьбой, чтобы я провел встречу
с избирателями, отчитался за свою деятельность...
Так что, когда мы
написали прошение о приеме в Зарубежную Церковь, нас приняли, -
это был самый первый приход МП, который ушел из МП, поэтому здесь
образовался российский центр Зарубежной Церкви. Через год меня вызвали
в Америку, поговорили, пообщались, а вскоре пригласили в Бельгию
-- и там посвятили в сан Епископа. Это было 10 февраля 1991 года.
Поначалу МП признала
мой сан -- у меня есть даже письмо архиепископа Евлогия, который
обращался ко мне как к “Епископу Зарубежной Церкви Валентину”.
В прошлом году приезжали ко мне из Владимира настоятель собора и
протодиакон, секретарь епархии -- в общем, 4 или 5 человек -- с
просьбой, чтобы я опять возвратился в МП. Они гарантируют, что я
буду епископом здесь, в Суздале, может быть, викарным. Я, естественно,
им сказал: “Не понимаю, для чего вы приехали и зачем я вам
нужен. Меня МП лишила сана. Я сейчас для вас просто Анатолий Петрович
Русанцов – гражданин, житель Владимирщины, как и все. Нас
здесь полтора миллиона, почему вы ко мне пришли?” -- “Мы
хотим спасти Вашу душу”. – “Ну, пожалуйста, спасайте
полтора миллиона, спасайте души этих людей – я ведь лишен
сана”. И мне ответили: “Вы знаете, Вы ведь прекрасный
историк, Вы знаете, что были соборы и лжесоборы, которые лишали
сана, а потом возвращали. Вы не обращайте внимания, Вас опять восстановят
в сане архимандрита, в сане епископа. Все будет, только Вы откажитесь
от “раскола”.
То же самое повторилось
не так давно, когда начались новые гонения на нашу Церковь. В одной
газете секретарь Владимирской епархии выступил: “То, что пишут
о Валентине, -- это не так страшно; самое главное -- если бы он
возвратился к нам обратно, тогда все можно простить, все можно понять”.
Это было написано в газете “Призыв” в прошлом году.
“Но зачем я вам нужен? -- хочется спросить. -- Если я такой
плохой, благодарите Бога, что я от вас ушел”.
Вопрос:
Митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский настаивает, что в
1989 г. Совет по делам религий лоббировал Ваше рукоположение во
епископа.
Митрополит Валентин:
Я не знаю всех подводных течений, но я точно знаю, что в то время
ни один архиерей, и даже патриарх, не могли поспорить с Советом
по делам религий. И если бы, действительно, было такое предложение
от Совета по делам религий, то они никогда бы не отказали. Противостояния
не было. Это еще сейчас, может быть, а тогда - нет. Я почему-то
в это не верю.
Помню, что когда
меня в 1989 году вызывали на суд, на Священный синод, там были архиереи,
был патриарх Пимен, но он уже в таком состоянии находился, что только
улыбался, говорил: “Как Вы живете? Ну, Бог благословит, спасайтесь”.
Он даже не понимал, зачем его, бедного, посадили за стол. Вместо
патриарха и синода меня судил Филарет Денисенко. Обращаясь ко мне,
он говорил: “Вы, отец архимандрит, уже в таком возрасте, неужели
Вы не боитесь греха? Вы не боитесь, что Вы не сегодня-завтра умрете?
Как Вы предстанете перед Богом?” Затем вмешался Кирилл: “Вы
оставьте, бросьте этих неформалов - переезжайте в Покров, и все
будет хорошо у Вас”. А я ответил: “Я не могу, они четыре
месяца в лютые морозы за меня ходатайствовали, как я могу плюнуть
людям в душу?” Кирилл говорит: “Батенька мой, какая
душа? О чем Вы говорите? Вы всю этику христианскую перевернули с
ног на голову”. Ну, тут у меня “ангельский характер”
сыграл, я повернулся, сказав: “Владыка, если Вам как архиерею
неизвестно, что такое душа, то о чем мы будем говорить?” Другие
члены синода говорят: “Отец архимандрит, все будет хорошо
– покайтесь, принесите покаяние, поезжайте в Покров и все
будет хорошо”. В конце концов, Кирилл говорит: “Вы напишите
отказ от этих старушек, своих верующих, и сделайте как Котляров
(нынешний митрополит Санкт-Петербургский) -- он был в Краснодаре,
он подписал все и, смотрите, сейчас идет на повышение” (...).
|