МАКСИМ КОЗЛОВ
Ок. филологич. фак-т МГУ, кафедра классич. филологии (древнегреч.,
латынь). Студентом подрабатывал в издат. отделе МП переводами с
греческого чере- архим. Иннокентия Просвирнина. В сент. 1985 зачислен
в штат МДА и МДС преподавателем новых и древних языков, в 1988 экстерном
закончил МДС, с 1989 там же читает историю католичества, в 1990
экстерном МДА, с 1991 читает тут сравнительное богословие. 28.12.1990
кандидат богословия за исследования о проповедях Дамаскина. С 1996
член синодальной богосл. комиссии. В январе-апреле 1996 г. в США
в семинарии епископалов в НЙ читал курс истории РПЦ в 20 в. В феврале-марте
1999 года проходил научно-богословскую стажировку в Институте Восточнохристианских
исследований в Унивеситете города Неймегена (Нидерланды).
Диакон с 25.2.1992 (рукоположен Алдром Дмитровским). 21.7.1992 патриархом рук.
в священники, назначен в Троицкую церковь в Троице-Голенищеве. 4.1.1994 назначен
настоятелем в Татьянинскую церковь при МГУ.
С сайта храма: http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=434
Вопрос:
Хотелось бы задать вопрос про протоиерея о. Александра Меня. Несколько лет
назад я искала его книги. Зайдя в одну из книжных лавок при храме, увидела, что
его книг там нет. Когда я спросила о причинах, то услышала что-то вроде: «А официальная
церковь его не признаёт.» Судя по вычитанным мной где-то словам Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II об о. Александре Мене, теперь ситуация изменилась… Если
всё было действительно так, то почему церковь не хотела «признавать» А. Меня?
Возможно, моё представление данной ситуации и слишком примитивно и неправильно
— в таком случае, было бы интересно узнать, какова она на самом деле.
Хотелось бы также узнать, как лично Вы относитесь к его книгам? Ведь, насколько
я понимаю, и в книжной лавке Вашего храма его книг нет.
Наталья
Ответ:
Уважаемая Наталья!
Действительно, в нашей лавке книг протоиерея Александра Меня не продается,
как вы правильно заметили. И не входя в слишком подробное рассуждение, обращу
ваше внимание только на два обстоятельства, связанных с его жизнью и его богословским
наследием. О его жизни странно и не должно было бы сейчас входить в какое-то рассуждения
о том, все ли он правильно делал, не все ли он правильно делал — в любом случае
он был священник Церкви Божией – Православной Церкви. Мы знаем, что немало людей
через его свидетельство и служение в ограду церковную вошло. Объективности ради
нужно сказать, что были и люди, которые соблазнились и отошли и оказались в других
конфессиях, общаясь с отцом Александром. Но вряд ли он несет за это ответственность.
О каждом священнике так можно сказать иной раз. И, безусловно, долг любого трезвомыслящего
православного христианина – молится об упокоении его души как человека, много
лет прослужившего Церкви Божией. Что и совершается как и правящим архиереем его
епархии митрополитом Ювеналием, так, нужно думать, и теми, кто был его духовными
чадами. И мы поминаем его в нашем храме среди прочих.
Что касается его богословского наследия, то для распространения в церковных
лавках оно мне кажется неудобоприемлемо. Ввиду, прежде всего, того обстоятельства,
что в книгах о. Александра Меня соединено многое, относящееся собственно к Преданию
церковному и выражающее веру Православной церкви, с немалым, что является его
частными богословскими воззрениями, часто очень определенными развитием богословской
науки в книгах, которые были ему доступны. А это были, в основном, книги протестантских
авторов конца XIX – начала XX веков, которые тогда можно было взять в Ленинской
библиотеке или в других, и которые почти единственные были тогда доступны. И очень
многое в его взглядах в области библейской критики, в области основного богословия
сформировано под влиянием этой литературы. И не это плохо, а то, что ведь не всегда
в своих произведениях он указывает, где его частное богословское мнение, а где
собственно Предание церковное. И поэтому может получиться так, что новоначальный
человек читающий книги протоиерея Александра Меня, какое-то его воззрение примет
за церковное или оттолкнется от него, хотя Церковь так и не верит и так и не учит,
или, наоборот, примет его за духовную истину, хотя, опять же, это воззрение является
лишь очень частной точкой зрения. Поэтому для церковных магазинов, мне кажется,
его книги мало приемлемы.
Знакомиться с ними с точки зрения истории богословской науки, прочитать их
как некий срез Русской Православной богословской публицистики 60-х — начала 80-х
годов для человека специально занимающегося этой темой, конечно же, вполне допустимо
и никакого такого запрета на это в церковной жизни нет и быть не может. |