Джордж Вейгел
Вайгель
Вайгел Дж. Иоанн Павел II. Свидетель надежды.
George Weigel
Интервью с ним: Religion & Liberty, Сент. 1999, Т. 9, №5.
Senior fellow в Ethics and Public Policy Center в Вашингтоне, католик, автор и
издатель 14 кнн., осенью 1999 оп. биографию Войтылы. Witness to Hope - HarperCollins.
Интересно как набор стереотипов:
(1) современный мир темен (Войтыла "заглянул в сердце каждого уголка современной
тьмы", modern darkness) - а Войтыла надеется на тО, что впереди "весна человеческого
духа". Сам способ так характеризовать время - архаичен.
(2) совр. мир стоит на принципе удовольствия и своеволия "the pleasure ptinsiple
and ... personal willingness". А В. настаивает на том, что страдание м б
искупительно и самоотдача важнее самореализации human fulfillment than self-assertion.
(3) против прагматизма - абс. ценность и достоинство человека
(4) политика и экономика приоритетны - культура важнее.
(5) против сомнения во всем - существование абсолютных истин.
(6) Папа в речи окт. 1995, Балтимор: "Свобода не в том, чтобы
делать угодное нам, а в праве делать должное". Freedom consists not in doing what
we like, byt rather in having the right to do what we ought." С. 2. Это-де по
Эктону - свобода структурирована в соответствии с правдой и благом. Противостоит
совр. понятию С. как безразличной, нейтральной свободы выбора чего угодно.
(7) радикальный скептицизм ведет к анархии и затем тирании,
значит, "знать истину -- условие демократии" To know the truth of things is crucial
for democracy."
(8) якобы коммунизм падает в зависимости от веры: "Люди,
обладающие полнотой своей исторической культуры могут оказать эффективное ненасильственое
сопротивление тоталитаризму; они могут, к примеру, сказать "нет" коммунизму на
основе высшего и убедительнейшего "да" -- например, католической культуры Польши"
(С. 2).
(9) "Иоанн Павел был главным, хотя не единственным, вдохновителем
революции сознания, которая предшествовала политической революции 1989 года и
сделала ее возможной" (С. 2).
|