Михайлов Михайло (Михаил Николаевич).
Р. 1934 в Югославии в семье русских эмигрантов, окончил Загребский
ун-т, с 1985 в США, читал курсы по русской лит-ре и фил-фии. Книги:
"Лето московское", 1965, "Русские темы", 1968, "Планетарное сознание".
Михайлов, Михайло. Великий катализатор: Ницше
и русский неоидеализм. - Иностранная литература, 1990, №4, с. 197-204.
Оценивая значение Ницше для русской религиозной философии, отмечал,
что ницшеанцами стали только марксистские богоискаттели, не Бердяев
и др. Западные профессора переоценивают влияние Ницше на русских
титанов. Почвенность Ницше противоречит борьбе Бердяева с объективацией,
не говоря уже о его антихристианстве. Бердяев и др. субъективно
оценивали влияние Ницше на себя как решающее, но это влияние катализатора,
влияние только идей Достоевского, усвоенных Ницше и освященных его
"авторитетом" западного мыслителя. Усвоение Ницше было крайне выборочным,
его языческое прошло мимо, услышали "трагический крик живой души
человеческой, распятой в обезбоженном мире" (198). Все это было
и у русских "ницшеанцев до Ницше" - Бакунина, Леонтьева - но авторитет
западного человека оказался выше. Ницше приняли восторженно как
своего, но приняли лишь свое в Ницше. Ницше псевдоним Достоевского
(я: и претензии к Ницше есть претензии к Достоевскому - напр., почвенничеству).
Брали этическое у Ницше, не брали нигилизма.
Кроме того, западные исследователи все еще не понимают своеобразия
русской мысли (Бердяева и пр.), относя ее просто к идеализму. Между
тем, если идеализ делит мир на две сферы, из которых идеи выше материи,
то русская мысль увидела "три, а не две сферы бытия", третья --
Бог, в котором преодолевается дихотомия первых двух. Из лекций Франка
эту идею почерпнул Гартман и начал ее развивать. На Западе секулярное
общество жестко делит теологию и философию как мышление о человеке
и мире, русская мысль считает, что философия должна закончиться
верой в Бога, преодолев отпочкование философии от веры.
|