ЭРНЕСТ АЛЛО
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АЛЛО (Allo) Эрнест Бернар, иером. (1873-1945), франц. католич.
экзегет. Род. в Кентене. Прервав медиц. образование, вступил в Доминиканский
орден. В 1900-03 был проф. догматики в Сиро-Халдейской семинарии
в Мосуле (Ирак), в 1903-05 преподавал в *Иерусалимской библейской
школе, с 1905 — в Фрайбургском ун-те (Швейцария), где вел курс истории
религий. С 1938 и до конца дней жил в Париже. Своими работами А.
сумел показать, что церк. экзегеза может пользоваться критич. методами,
не впадая в крайности *«модернизма», против к-рого он написал труд
«Вера и системы» («Foi et syst–mes», P., 1908).
Наибольшую известность принесли ему работы, посвященные 1-2-му
Посл. к Коринфянам («Saint Paul: Premi–re Ep€tre aux Corinthiens»,
P., 1934; «Saint Paul: Seconde Ep€tre aux Corinthiens», P., 1937)
и Откровению, в серии «Библейские исследования», основанной *Лангранжем:
«Святой Иоанн: Апокалипсис» («Saint Jean: L’Apocalypse», P., 1921).
Книгу предваряет обширное введение, где трактуется вопрос о символике
Откровения. (А., вслед за *Гункелем, отмечает ее древневост. корни).
Сложную композицию Откровения А. объясняет особенностями библ. *поэтики,
к-рой свойственны параллелизмы, симметрии и антитезы. Повторы тем
в ней. А. характеризует как «концентрические волны». В книге тщательно
изучены все древние свидетельства об авторе Откровения и делается
вывод, что 4-е Евангелие и Откровение принадлежат одному писателю
или, по крайней мере, коренятся в одной традиции (общность символов,
лит. приемов). Различия между Ев. от Иоанна и Откровением, по мнению
А., могли быть связаны с тем, что 4-е Евангелие записано при посредстве
ученика, владевшего греч. яз., а Откровение исходит от самого апостола.
Книга завершается многочисл. экскурсами, к-рые рассматривают отд.
аспекты экзегезы Откровения. Хилиастич. толкование гл. 20 А. отвергает
(см. Хилиазм).
Одним из лучших обобщающих трудов А. является очерк «Павел, апостол
Иисуса Христа» («Paul, apњtre de J№sus Christ», P., 1942). В нем
он опровергает распространенное убеждение, что только протестанты
смогли полностью оценить ап. Павла. В то же время А. показал беспочвенность
*мифологической теории и воззрений нек-рых либерально-протестантских
экзегетов, к-рые рассматривали ап. Павла как истинного основателя
христианства. «Христос, — пишет А., — совершенно уникален в Своем
всемогуществе: в Нем Божественное и человеческое составляет одну
Личность, и все Его деяния становятся одновременно человеческими
и Божественными... У Павла же мы наблюдаем поистине поразительное
слияние природы — и какой могучей природы — с благодатью, этим участием
в жизни Бога. Никто среди известных нам святых не был более целостным
и более восторженным (в лучшем смысле этого слова) человеком во
Христе». В приложении к книге даны библиография, хронологич. канва
жизни апостола и сжатый очерк его богословия.
u Evangile et №vang№listes, P., 1944.
l Enc. Kat., t.1, s.380; LTK, Bd.1, S.355.
|