Cол Стейнберг
Saul Steinberg (1914-1999)
Отдельно его иллюстрации - символы исторических эпох. - Любовь и брак.
Bair, Deirdre. Saul Steinberg: A Biography. New York: Doubleday, 2012.
Настоящее имя Саул Якобсон. Американский художник, мастер жанра карикатуры, придавший ей статус авангардистского искусства Сол Стейнберг родился в городе Рымнику-Сэрат в Румынии в 15 июня 1914 г. Изначально он изучал социологию и психологию в Бухарестском университете и затем архитектуру в миланском Политехническом институте (1933–1940); в Италии же опубликовал первые свои карикатуры (в миланском журнале «Бертольдо», 1936). Подписывал их псевдонимом «Стейнберг». В 1942 г. переехал в США, обосновавшись в Нью-Йорке. Будучи участником Второй мировой войны, в 1946 г. он присутствовал на Нюрнбергском трибунале, посылая корреспонденции о нем в журнал «Нью-Йоркер» («New-Yorker»; впоследствии чаще всего помещал свою графику именно в этом издании). В 1945 г. опубликовал первый свой альбом Все в линию (All in line). Много путешествовал, в 1956 посетил СССР, создав цикл добродушно-иронических рисунков о разных республиках.
Уже в 1940-е годы – начале 1950-х годов вышел за рамки обычной масс-медиальной публицистики, экспонируя свои вещи в престижных авангардных музеях и галереях (нью-йоркские Музей современного искусства, галерея С.Джэнис, парижская галерея Мэг и др.). Подчеркивая, что его произведения (первоначально это были исключительно рисунки пером и карандашом) лишь «замаскированы под карикатуры», Стейнберг достиг особой, прихотливо-капризной свободы линии, – она у него как бы сама собою начинает творить росчерки и виньетки, из которых складываются фигуры и пейзажи, составившие со временем пародийно-юмористическую панораму американского «общества потребления». Монументальным вариантом этой панорамы стало настенное панно Стейнберга, украсившее павильон США на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). Позднее, наряду с журнально-альбомной графикой, все активнее занимался и станково-выставочным творчеством, воспроизводя свои излюбленные мотивы (стандартные «герои» и «героини» масс-культа, маски, лабиринты города, пейзажи реальных и воображаемых странствий, модные интерьеры с ожившими безделушками) в виде акварелей, рисунков фломастером и картин маслом. Оказав воздействие на зарождение поп-арта, сам в свою очередь прибегал с 1970-х годов к поп-артистским приемам, используя техники коллажа, а также трехмерных ассамбляжа и инсталляции (серия Столы, 1970-е годы).
Среди его наиболее значительных альбомов (помимо All in Line) – Искусство жить (The Art of Living, 1949), Лабиринт (The Labyrinth, 1959), Каталог (The Catalogue, 1962), Новый Свет (The New World, 1965), Маска (Le Masque, 1966).
Почему в вышеприведенной биографии не оговорено, что Стейнберг уехал из Европы из-за антиеврейских законов Муссолини - из-за них он даже не получил нормального диплома Политехнико. К 1940 его рисунки уже появились в американских журналах. Был вынужден эмигрировать в США, с 1941 и до смерти был художником "Нью-Йоркера" и прославился в качестве такового.
Я сканировал изображения из кн.: Smith, Joel. Steinberg at the New Yorker. Introduction be Ian Frazier. NY, Harry N. Abrams, Inc. Publishers, 2005.
Отпечатано, кстати, в Китае. Отлично отпечатано...
Лично я люблю Дарвина за его автобиографию, изумительную по ясности самосознания и почти изумительную по ясности самопознания. А Стейнберга я полюбил недавно, потому что попал в руки его альбом. И, с одной стороны, обидно, что я всю жизнь считал верхом искусства рассудочные бирюльки Эшера. С другой стороны, сколько ж станет известно в Царстве Небесном!!! Вспоминается, как учительница литературы говорила нам с придыханием в 1972 году: "Как я вам завидую, ребята, что вам ещё только предстоит насладиться "Молодой гвардией"...
www.saulsteinbergfoundation.org
www.cartoonbank.com
См. персоналии.
|