БРАЙТ (Bright) Джон
О нем в целом.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БРАЙТ (Bright) Джон (25.9.1908 - 26.3.1995), амер. протестантский библеист, специалист
по ВЗ. Род. в г.Чаттануга. Учился в Объединенной богосл. семинарии
и в ун-те Дж. Хопкинса. В 1936-40 был пастором. В 1940-75 профессор
евр. яз. и ветхозав. экзегетики в Объединенной богосл. семинарии.
В одной из своих первых работ — «Царство Божье в Библии и Церкви»
(«The Kingdom of God in Bible and Church», L., 1955) Б. проследил
историю идеи Царства Божьего, начиная от Моисеевой традиции, и показал,
как эта идея воплотилась в пророчестве Нафана, в учении прор. Исайи
об остатке и у прор. Иеремии. Своей кульминации ветхозав. раскрытие
тайны Царства достигло в гимнах *Служителя Господня (у *Второисайи).
Именно образ Служителя дал первому поколению Церкви ключ к пониманию
мессианства Христа и Его Царства. Будучи историком, Б., однако,
стремился показать, что древние тексты ВЗ имеют непреходящую ценность.
Эти мысли он развил в кн. «Авторитет Ветхого Завета» («The Authority
of the Old Testament», Nashville, 1967).
Гл. работа Б. — «История Израиля» («A History of Israel», Phil.,
1959). Она признана классич. среди трудов на эту тему. В ней Б.
решительно отказывается от принципа, выдвинутого *религ.-историч.
школой либерального протестантизма, к-рый видит в вере ВЗ плод естеств.
развития — от многобожия, через *генотеизм к *монотеизму пророков.
Он пишет: «Известно, что историю какой бы то ни было религии нельзя
рассматривать как простое развитие по прямой и что материал, изложенный
в Библии, невозможно представить в хронологическом порядке, согласно
совершенствованию тех идей и заповедей, которые она в себе заключает.
Кроме того, существуют достоверные факты, которые заставляют
нас взглянуть на этот вопрос с другой стороны. Прежде всего, современные
знания о древних религиях ставят под большое сомнение то, что на
Древнем Востоке вообще когда-либо существовал генотеизм как таковой.
Все древние религии являли собой такие варианты развитого многобожия,
в которых их верховные боги владели космической сферой и были по
своей сути гораздо выше того племенного бога, веру в которого приписывают
Израилю. За пределами его наблюдались монархические и даже монотеистические
тенденции, а в одном случае (культ Атона) зародилась религия, по
меньшей мере граничившая с единобожием. Если бы вера Израиля представляла
собой генотеизм, то было бы очень трудно найти объяснение тому,
что религия, столь примитивная по сравнению с другими, смогла достичь
таких непревзойденных высот. Описание ранней веры Израиля явно не
вмещается в понятие генотеизма».
В отличие от скептиков, к-рые оспаривали достоверность всех библ.
событий до переселения израильтян в Палестину, Б. дает убедительную
и аргументир. реконструкцию эпохи Авраама и Моисея. Он уделяет много
внимания и ее историч. фону (к-рый обрисован на основе археологич.
данных) и религиозной истории. Б. описывает все этапы последней,
начиная от религии патриархов, к религии Моисея и далее к учению
пророков. Б. предполагает, что первоначально свящ. традиция передавалась
устно, закрепляясь в богослужении праздников, установленных еще
Моисеем. «Синайское предание, — утверждает Б., — в любом случае
такое же древнее, как и предание Исхода». Эти предания не подтверждены
внебибл. источниками, к-рые нигде не упоминают Моисея. Однако «не
вызывает никакого сомнения, что он был таким, каким его описывает
Библия, великим основателем веры Израиля. Все попытки умалить его
значение являются крайне субъективными. События Исхода и на Синае
просто не могли произойти без стоящей за ними великой личности.
А для веры столь уникальной, как вера Израиля, безусловно, необходим
основатель, так же, как для христианства и ислама».
На протяжении всей книги Б. приводит серьезные аргументы в пользу
достоверности библ. истории, основанные преимущественно на данных
археологии *Древнего Востока. У Б. датировка письменных источников
соответствует общепринятой в совр. библ. науке. Относительно хронологии
деятельности Ездры и Неемии Б. следует гипотезе *Хоонакера.
Книга доводит изложение до междузаветного периода. В приложении
дана основная библиография (преимуществ. на англ. яз.), а более
подробная приводится в подстрочных комментариях.
u Joshua, IDB, v. 5; Bible. OT, Jeremiah, Transl. and notes by
J.Bright, Garden Gity-N.Y., 1965; Covenant and Promise, Phil., 1976.
l RGG, Bd. 7, S. 32; WBSA, p. 29.
The Age of King David: A Study in the Institutional History of Israel (doctoral dissertation 1940) (Union Seminary Review, 53 [1942] pp.87-109).
The Kingdom of God: The Biblical Concept and Its Meaning for the Church (New York/Nashville: Abingdon-Cokesbury, 1953)
Early Israel in Recent History Writing (Westminster 1956)
Jeremiah: A Commentary (Anchor Bible 21: Garden City, N.Y.: Doubleday, 1965).
The Authority of the Old Testament (Baker, 1975)
Covenant and Promise: The Prophetic Understanding of the Future in Pre-Exilic Israel (Philadelphia: Westminster, 1976).
A History of Israel: With an Introduction and Appendix by William P. Brown, 4th edition, Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press, 2000. (ISBN 0-664-22068-1) (Google books preview
|