Владимир Ильин
Ильин Владимир.
Гете, как мудрец.
// Путь. - №34. - 1932. - Июл. - С. 64-70.
Христос и Израиль // Путь. 1928. № 11 (июнь). С. 59—75.
Материализм и материя.
О небесной и земной соборности // Путь. - №6. - Январь 1927. С. 89-94.
Техника, и христианство. Новый град, №7. 1933.
О книге Карсавина "О началах" // Путь. - Июнь-июль 1926. - №4. С. 191-193.
В 1934 году публикует в парижской газете "Возрождение" под псевдонимом "Сазанович"
следующую рец. на книгу Бердяева "Судьба человека в современном мире" (перепечатано
в ж. "Звезда", 1997, №3):
См. об этом в дневнике
Бердяевой.
Его жена Вера Николаевна р. 5.7.1912 в Берлине, сестра Евгения, работала в
Имке, тут познакомилась с Ильиным, жили в квартире около собора Инвалидов и Марсова
поля. Двое детей. Работала в агентстве недвижимости. Умерла в 2004 г. Есть воспоминания.
Впрочем, "ссору" Ильина и Бердяева - т.е., подлость Ильина и последовавший
отсюда разрыв с ним отношений - она объясняла тем, что "Ильин был богослов
и философ, Бердяев - только философ" (Молок Н. Умерла Вера Ильина. // Известия.
- 7.6.2004). Что Ильин был большой и пустой подлец, конечно, жена его не подозревала.
Больше видится на расстоянии.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
ИЛЬИН Владимир Николаевич (1891-1974), рус. правосл. богослов и литургист.
Род. под Киевом; окончил Киевский ун-т по естественному и историко-филологич.
отделению, а также консерваторию. преподавал в Киевском ун-те до 1919, после чего
уехал за границу, где читал лекции по философии (Константинополь, Берлин, Прага).
В Германии И. изучал богословие, слушал лекции *Гарнака. С 1949 И. профессор Русской
консерватории (Париж) и профессор в Православном богословском ин-те (1927-40).
К области библеистики относится труд И. «Шесть дней творения: Библия и наука
о творении и происхождении мира» (Париж, 1930, Париж, 19912). Книга носит экзегетико-апологетич.
характер. Автор считает возможным прилагать к *Шестодневу определение *«миф»,
понимая при этом миф как отражение глубинного видения сущности мировых процессов.
В плане *исагогики И. стоял на позициях *Астрюка, считая, что «у священного боговдохновенного
автора — по церковному преданию, Моисея — было не менее двух, а может быть, и
трех записей или кодексов, которые им редактированы в одно целое». Считая, что
нет препятствий отождествить «дни» творения с длительными геологич. эпохами (см.
ст. Конкордизм), И. отмечал, что эти «дни» не имеют в Библии лишь порядкового
значения. Шесть дней распадаются на две триады, к-рые «не являются строго хронологическим
последованием, но, соответствуя друг другу, как бы накладываются одна на другую».
Отмечая сходство Шестоднева с древневост. мифами о творении, И. связывал это с
общечеловеческим откровением. По его словам, невозможно «вопреки авторитету св.
ап. Павла считать, что все в язычестве есть ложь». Книга И. ценна именно этими
общими богословскими суждениями; естественно-научная ее часть в наст. время представляется
устаревшей.
u Христос и Израиль, «Путь», 1928, № 11; Загадка жизни и происхождение живых
существ, Париж, 1929; Арфа царя Давида в русской поэзии, Брюссель, 1960. Список
трудов И. см. в книге: Z a n d e r L. (ed.), List of Writings of Professors of
the Russian Orthodox Theological Institute in Paris, (1925-1932; 1948-1954), P.,
1932, 1954.
l К н я з е в А.П., В.Н.И. (Некролог), «Вестник РХД», 1974, № 114.
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗВРАЩЕНСТВО
По поводу книги Н.Бердяева "Судьба человека в современном мире (К пониманию
нашей эпохи)".
ИМКА-Пресс, Париж. 1934.
А доказали мы с тобой,
Что размышленье- скуки семя.
Пушкин
Новая, небольшая книжечка Н.А.Бердяева отмечена всеми достоинствами и, к сожалению,
всеми недостатками этого мыслителя. Чувство эпохи, напористость, темпераментность,
острота- все это мы усматриваем в новом произведении Н.А.Бердяева. Такие выражения,
как ..."Хлеб для меня- материальный вопрос, хлеб для другого- духовный вопрос"
(стр.78); или: "только христианство может создать внутреннее общество, все социальные
движения организуют лишь внешнее общество"- и многие другие афоризмы- глубоки
и многозначительны. К сожалению, стиль, метод, все подходы Н.А.Бердяева- типично
публицистические. Н.А.Бердяев- прежде всего и после всего публицист, но публицист
философствующий. Произведение Н.А.Бердяева есть суд над самим собой и притом суд
невольный, которого он, конечно, не хочет.
Порочность основного замысла Н.А.Бердяева не только взрывает изнутри его богословско-философскую
тему, но вдобавок еще отражается и на языке. Нет аппарата более тонкого, более
честного, который бы с большей чувствительностью отзывался на подземные сдвиги
человеческого духа, его внутренние провалы и обвалы, чем язык. Замысел Н.А.Бердяева
дышит люциферической гордыней. Этот замысел может быть определен как стремление
примирить Сына Человеческого с духом бесчеловечной жестокости и богоборчества,
с духом революции. Что не удалось бы и самому Богу- должно удаться Н.А.Бердяеву.
Срыв на этих путях неминуем. Как сказал один мыслитель: "Такая философская тропинка
ведет к добру лишь в том случае, если с нее решительно сворачивают". Гордый Бердяев
не желает сворачивать- и рушится, как в мыслях, так и в языке.
Иногда, правда, колоссальная грубость и напор становятся стилем- и когда к
этому присоединяется литературный гений, то получается Лютер или Мильтон. Но Н.А.Бердяеву
далеко до них, ибо литературность его, вообще, весьма и весьма под вопросом. Некоторые
его книги почти невозможно читать (напр., оба тома "Философии свободного духа").
Это между прочим объясняется еще и тем, что Н.А.Бердяев не раскрывает органически
своих мыслей, но вдалбливает их в голову- он "тешет кол на голове читателя". Правда,
некоторые читатели, быть может, и заслужили такое обращение- но это как раз те,
которые никогда ничего не читают, в том числе и произведения Н.А.Бердяева. Людей
с философским и литературным вкусом такая манера положительно отвращает. Трудно
себе представить писателя и мыслителя, который бы стоял в такой степени вне диалектики,
вне органического развития творческих противопоставлений и сопоставлений- и это
несмотря на диалектичность его основного замысла.
У него совсем нет pro et contra, audiatur et altera pars <За и против, умения
слышать оппонента (лат.).>. Он влюблен в марксистскую "диалектику"- но сам односторонен
"как флюс" или, лучше сказать, как любимый им марксизм, от которого он и воспринял
фактическое отношение к человеку и миру- несмотря на все попытки сочетать христианство
с марксизмом, попытки, предпринимавшиеся им еще в начале его публицистической
деятельности. Односторонность и насилие над читателем, даже прямое изнасилование
читателя объясняется тем, что сам Н.А.Бердяев типичный продукт нашей тяжелой,
воюющей со свободой, эпохи. Н.А.Бердяев несомненно претендует на диктатуру в области
мысли и где может и поскольку может- даже осуществляет ее. Перед нами- розовый
с ярко-красными и даже с багровыми переливами генерал от несомненной революции
христианства. Несмотря на это- раскрыть внутреннюю природу революции "mon general"
совсем не стремится, не стремится раскрыть и ее предельного коммунистического
выражения- он является лишь ее односторонним апологетом. Он играет в объективную
философию- в действительности же давно поставил революцию по правую сторону Христа,
а всех контрреволюционеров обрек вечным мукам, кстати богословски им отрицаемым.
Впрочем, и сам Христос у него- "красный" и "Бог- левый", так что картина страшного
суда вполне определена: Шарлотту Кордэ постигает двойная казнь, первая- земная,
от столь любимой Белинским революционной гильотины, вторая- вечные муки за то,
что она, "представительница низверженных классов" осмелилась поднять руку на посланца
Божьего, на левого ангела- Марата, через которого "Бог наказывает правых". По
мнению Н.А.Бердяева, вообще "Бог через левых наказывает правых". Н.А.Бердяев не
замечает одного: что, изрекая подобные истины, он наказывается прежде всего самонизвержением,
саморазжалованием из генералов от философии в рядовые Сталина или, в столь же
прискорбном случае, г-на Милюкова.
Н.А.Бердяев судья неправедный, который "Бога не боится и людей не стыдится".
Все громы обрушивает он на расизм и национализм (стр. 11, 16). Им он приписывает
изначальное зло и вечную ненависть и не находит для них прощения. "Расизм хуже
коммунизма в том отношении, что в его идеологию входит вечная ненависть, коммунизм
же утверждает ненависть, как путь, как метод борьбы, но конечный идеал его не
предполагает ненависти" (стр.11). В этой тираде, насквозь демагогической и лишенной
даже отдаленного отношения к философии истории, фактическое положение вещей настолько
извращено, что в уме читателя возникает неодолимое предположение о сознательном
уклонении г-на Бердяева от истины. В самом деле ему должно быть очень хорошо известно,
что коммунистический идеал- это обезличенная особь, входящая простым номером в
"муравейник двуногих". Добиться такого превращения можно лишь объявив последовательную
и непримиримую войну "вечному в человеке". "Das Ewige in Menschen"- по выражению
Макса Шелера. Объявление же войны "вечному в человеке"- есть вечная война с человеком.
Коммунист Бухарин сказал, что идеал коммунизма- это "коллективный сверхчеловек".
Ницше, должно быть, задохнулся бы от смрада, который исходит от безобразной, трупной
карикатуры на его великую идею. Бердяеву этот смрад вполне по нутру, и он готов
принять его в качестве желанного противоядия для истребления ненавистного ему
национал-социализма. Он сознательно закрывает глаза на то, что современные национализмы,
как бы ни были грубы и тяжки их проявления (немецкий национал-социализм- далеко
не самая худшая их форма), лишь только законная реакция на коммунизм, представляющий
единственно подлинную войну на истребление, объявленную человеческому лику. Н.А.Бердяев
настолько влюблен в "христианскую символику серпа и молота" (как он однажды выразился),
что прощает коммунистам фактическую кровавую войну с христианством, войну, поставившую
себе целью полное истребление не только христианства, но самой идеи Бога. Бердяев
не хочет видеть того, что коммунисты, как трупные черви, заводятся в кровавых
ранах войны, что их миролюбие, которое он принимает всерьез и "по-евангельски"-
отвратительное и пошлое лицемерие, предназначенное для "нищих духом" (не по-евангельски),
а также для той категории лиц, о которой можно сказать словами поэта: "Ах, обмануть
меня не трудно, Я сам обманываться рад"...
Можно, пожалуй, обманываться самому- хотя это дело совсем не философское, но
зачем же обманывать других? Зачем внушать им идею о том, что "конечный идеал коммунизма
не предполагает ненависти"- в то время, как сами коммунисты объявили вечную войну
самой идее любви, ибо "Бог есть любовь". Ведь ни философского, ни богословского
интереса не может представлять это сознательное и публичное уклонение от истины,
упорно проводимое Н.А.Бердяевым уже не один год. Неужели это вульгарнейшая политика,
пытающаяся вкачестве защитного прокоммунистического приема использовать "христианскую
символику серпа и молота"- и попадающая в неловкое положение знаменитой дамы,
женившей Тараса на Бульбе? Или, быть может, это столь модный в некоторых салонах
Европы и Америки снобизм- и здесь уместно, вместо всякой критики восклицание одного
из героев Достоевского: "Хорошо вам, баловникам, на всем готовом!" Особенно, когда
Н.А.Бердяев объявляет, что "эмиграция ненавидит революцию, ибо состоит из привилегированных
классов, лишившихся своего положения и своих богатств"- такая же правда, как "христианская
символика серпа и молота"! Укоряя эмиграцию во вражде к революции и к коммунизму,
он умалчивает о том, что прокоммунизм и советофильство- это худшая форма эмигрантского
снобизма, который уже во всяком случае придется признать за Н.А.Бердяевым. В России
нет ни прокоммунизма, ни советофильства, но лишь жесточайшая форма революционной
тирании, по сравнению с которой всякая форма правления, в том числе и национал-социализм,
есть рай. Но Н.А.Бердяев так озабочен "христианским" спасением душ от опасностей
реакции, что на неопределенное время санкционирует формулу: "лучше Соловки и Чека".
Вот каково подлинное содержание литературно-"философских" и лекционных измышлений
Бердяева.
Старые революционные заслуги Бердяева известны- и он, очевидно, решил взять
на себя- по праву ему принадлежащую роль дедушки русской революции в эмиграции!
"Скучно на этом свете, господа".
П.Сазанович"
Ответ в газете "Последние известия" в защиту Бердяева вышел за подписями Б.Вышеславцева,
Г.Федотова, Л.Шестова и др. После чего Ильин написал Бердяеву следующее письмо:
10- 2- [19] 35
Paris.
26, av. de Tourville
Дорогой Николай Александрович!
Увидев мой почерк на конверте, Вы будете иметь все основания отправить мое
письмо в мусорный ящик- не читая его. Но совершенно особые свойства Вам присущего
благородства дают мне некоторую надежду, что мое письмо все же будет прочитано.
Начну с выписок из моего интимнейшего дневника.
5 февр. Серое утро в ненавистном Париже в ненавистной Франции. Мне тяжело,
о, как мне тяжело... ведь судьба заставила меня выполнить нечто вроде палаческого
акта по отношению к Бердяеву... мне жаль моего с ним прошлого, да и сам по себе
"карательный акт"- скучен, тяжел- и абсолютно не в моем духе... творчество с карой
абсолютно несовместимы... поэтому Судья и Творец, Каратель и Спаситель возможны
только в Боге и в особенном смысле. Атрибуты судьи и карателя в обычном смысле-
Бог отрицает за собой: "Я пришел не судить мир, но спасти"...
Вечером. Мои мучения все возрастают... их размеры я скрываю от Верочки.
То, что я совершил с Мейером, напечатание этой ужасной, палаческой статьи о
Н.А.Бердяеве- имеет аналогию с убийством Шатова в "Бесах"- ...и мне хочется кричать,
вопить... "Не то, это совсем не то"...
Господи, молю Тебя - рассей это наваждение злобы, соверши чудо примирения...
Да- это был "пир злоумышления"...
Мое сердце пронзено насквозь, ноет, болит, горит в самом буквальном смысле
слова... суд Слова, впечатленный в сердце- начался- и конца ему не будет никогда...
Я заслуживаю всякого осуждения, но одного прошу, не подумать обо мне, как это
подумала Евгения Юдифовна- и по всей вероятности думаете Вы- что я забыл мою любовь
к Вам, десять лет хлеба-соли и интимнейшего общения в области идей...
Я этого не только не забыл- но с того времени- этому скоро будет год- как мною
покинут Ваш дом- еще никогда я так не томился жаждой встречи с Вами и с Вашей
семьей... временами мне казалось, что ничего не произошло, что стоит только войти
в трамвай №89 и через короткое время очутишься под Вашим кровом, где я так долго
не был. Но сейчас же приходит на память происшедшее, непоправимое как смерть-
и даже худшее смерти, ибо мой поступок- адский и дьявольский- и начинаются неутолимые
терзания...
O war ich nicht geboren... <"О, если б не был я рожден" (нем.).>
Тут произошло нечто роковое- и в то же время я чувствую в полной мере свою
вину...именно в полной мере- ибо совершил я это преступление по собственной инициативе,
никто мне его не внушил. Я знаю, многие говорят- и быть может, Вы это думаете-
что я нахожусь под влиянием Мейера. Это не так. Не он меня соблазнил, но я его.
Верочка мучительно долго отговаривала меня и терзалась несказанно... нет, виноват
только я.
Свое преступление я сравнил с убийством Шатова... но мотивы, которыми я был
движим, скорее можно уподобить тем мотивам, которые внушили самому Шатову нанести
оскорбление (пощечину) Николаю Ставрогину.
Вы знаете, ведь Шатов был влюблен (как и многие другие) в этого загадочного
аристократа- и не смог ему простить его сближения с "революционными пошляками"...
Для меня до сих пор остается мучительной загадкой (хотя я и построил довольно
правдоподобное философское объяснение)- как Вы, аристократ из аристократов,- могли
сблизиться с Чернышевскими, Писаревыми, Белинскими- и их нынешними эпигонами...
Как Вы не учуяли (или не захотели почувствовать), что все "плебейство" нынешней
эпохи, которое Вы так чудно изобразили в своей последней книге- всецело и ИЗНАЧАЛЬНО
революционного происхождения, ибо всякое плебейство- революционно и всякая революция
есть плебейство, не могущее простить ценностям их изначального иерархического
аристократизма. Впрочем, Вы все это великолепно изобразили в "Философии неравенства".
Дорогой Николай Александрович! Вы отреклись от "Философии неравенства", и я
решил Вам отомстить, ибо у меня было такое чувство, будто королева связалась с
конюхом или еще сильнее "матрона полюбили осла" (В.Розанов). Один раз в своей
жизни я отколотил девушку рукояткой револьвера по голове- и по сей день не раскаиваюсь
в этом. Я жалею только, что мне не удалось пристрелить удравшего и скрывшегося
плебея-соблазнителя.
Но вот теперь я оказался Шатовым, нанесшим оскорбление Ставрогину- и мое сердце
исходит кровью, и я проклинаю день своего рождения. Ужасы моих мучений увеличиваются
тем, что я остаюсь твердо на своей антиреволюционной, органической точке зрения
и сойти с нее не могу. Я полагаю, что диалектика истории весьма кратка и что думать
иначе- значит впасть в "прогрессизм" и "милюковство". Неужели эти проклятые сводники
революции соблазнили Вашу красавицу-душу наглецом-прогрессом с шапкой набекрень
и лихо сплевывающим табачную слюну?..
Нет, дорогой Николай Александрович, я никогда не прощу кучеру, соблазнившему
Вас... адская мука увеличивается тем, что и соблазненная красавица остается красавицей
и чувство к ней не проходит. Так и я буду постоянно любить Вас, хотя и стараясь
всячески отомстить Вам и "кучеру". Но нет, теперь весь мой гнев перешел на "кучера"...
а Вас я только безнадежно люблю. Мне бесконечно тяжело, и терзания которые жгут
меня днем и ночью, быть может, хоть отчасти уравновесят нанесенное мною Вам оскорбление.
Горячо любящий Вас и истинно чтущий В.Ильин.
|