АНРИ ДАНИЭЛЬ-РОПС
Его:
Общее введение в Священное Писание.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ДАНИЕЛЬ-РОПС (Daniel-Rops) Анри (наст. фамилия Петьо) (1901-65),
франц. католич. писатель и историк. Образование получил на филологич.
ф-те Гренобльского ун-та. Преподавал лит-ру в ряде лицеев. Его перу
принадлежат множество романов, эссе и публицистич. статей. В нач.
30-х гг. Д.-Р. примкнул к движению молодежи «Новый порядок», к-рое
стремилось к идеалам демократии и гуманизма, противостоя тенденциям
к диктатуре. С этого же времени он открыто заявил себя исповедником
демократич. католицизма. В годы нем. оккупации Д.-Р. приступил к
написанию своей знаменитой серии книг по церк. истории, начинавшейся
с библейского периода. Первый том, о ветхозав. времени, вышел в
1943 и был сразу же конфискован гестапо. Только после войны Д.-Р.
смог продолжить издание своего цикла (всего вышло 12 т.). Кроме
того, Д.-Р. редактировал серию «Тексты по священной истории», был
ред. журн. «Церковь» («Ecclesia») и разработал план 150-томной энциклопедии
католицизма. В 1955 Д.-Р. был избран во Французскую академию. Книги
Д.-Р. переведены на мн. европ. языки.
Первые два тома цикла — «Народ Библии» («Le peuple de la Bible»,
P., 1943) и «Иисус и Его время» («J№sus en Son temps», P., 1945)
— имеют общее заглавие «Священная история» («Histoire sainte»).
Они написаны не как академич. исследование, а в манере историко-худож.
прозы. Д.-Р. начинает с Авраама и лишь потом переходит к сказаниям
первых глав Кн.Бытия (гл. «Вера и предания»). Увлекательно и в то
же время строго научно рисует Д.-Р. картину ветхозав. истории, завершая
ее очерком мессианских чаяний *междузаветного периода. Книга Д.-Р.
о Христе была одной из самых популярных в 50-60-е гг. из написанных
на евангел. тему.
Автору удалось учесть достижения критич. исследований *новой
исагогики, избежав при этом скороспелых гипотез. Обе книги — свидетельство
блестящего таланта и познаний, одушевленных глубокой верой. Погружаясь
в историю прошлого, реконструируя его средствами науки, Д.-Р. никогда
не забывал, что Библия — «книга молитвенная, книга священная». Любить
Библию, по словам Д.-Р., «это не значит впадать в фетишизацию текста,
как это принято у иных историков литературы в отношении к изучаемым
ими творениям великих писателей; это не значит придавать чрезмерное
значение букве в ущерб духу... Это значит услышать в сокровенных
глубинах нашей души голос Того, Кто так возлюбил человека, что вызвал
его из небытия и многократно говорил ему в знамениях и пророчествах,
а затем устами Своего воплотившегося Сына».
Том «Церковь апостолов и мучеников» («L’Еglise des apњtres et des
martyrs», P., 1954) открывает вторую серию цикла, общее название
к-рой «История Церкви Христовой» («Histoire de l’Еglise du Christ»).
Д.-Р. с любовной проникновенностью описывает первые шаги христианства,
драматич. события апостольской эпохи, особо останавливаясь на личности
и деяниях ап. Павла. «После Иисуса, — пишет Д.-Р., — он является
самой живой и законченной фигурой Нового Завета, человек, чье лицо
мы можем видеть наиболее явственно. Проблемы, постоянно волновавшие
его — те же, что волнуют нас всегда. И когда бы мы ни услышали его
слово — пусть самое незначительное, — мы ощущаем тон уверенности,
доступной только тем, кто прошел через все испытания... Обращение
Савла было обращением, как его понимали французы XVII века, например,
Паскаль: изменился человек в самой своей глубине». Д.-Р. изображает
Павла проповедником, чьи дарования при содействии Духа Божьего помогли
ему совершить всемирно-историч. переворот. Как и в книге о Христе,
история апостолов дана на фоне окружающего мира.
u La vie quotidienne en Palestine au temps de J№sus, P., 1961;
в рус. пер.: Общее введение в Свящ. Писание, в кн.: Ключ к пониманию
Свящ. Писания, Брюссель, 1982.
l Convertis du XX si–cle, v.1-5, P., 1959-67, v.3; Enc.Kat.,
t.3, s.1007-09.
|