Епископ ВИКТОР (Островидов)
О нем мемуар И.Андреева.
Его послание
против Декларации 1927 г 11 апреля 1927 г.
1927, октябрь. Письмо Страгородскому.
1928, 15 января. Письмо неуст. епископу с обоснованием отхода от Страгородского.
1928 г., 18 января. Ответы епископа Виктора (Островидова) на вопросы ОГПУ по поводу Декларации.
1928, конец января. Послание по епархии об отходе от Страгородского. С резолюцией Петровых от 28.1.28 о необходимости самостоятельного управления.
1928, февраль. Письмо о ничтожности прещений Страгородским и о необходимости собора.
Его послание более позднее (январь-март 1928) об анафеме на митр. Сергия.
Епископ Виктор (Островидов Константин Александрович,
20.05.1875—02.05.1934). Родился в с. Золотое Камышинского у. Саратовской
губ. в семье псаломщика. Окончил Камышинское духовное училище,
Саратовскую духовную семинарию (1899), Казанскую Духовную академию
со степенью кандидата богословия (1903). Пострижен в монашество,
будучи студентом академии. По окончании её назначен настоятелем
Троицкого собора Хвалынска. Состоял иеромонахом Иерусалимской
Духовной миссии (1904—1909); смотрителем Архангельского духовного
училища (с 13.01.1090); иеромонах Александро-Невской Лавры (с
15.10.1909); назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого
монастыря Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита
(22.11.1910); наместник Александро-Невской Лавры (21.02—12.1919).
Арестован в Петрограде в 1919, освобождён. Хиротонисан во епископа
Уржумского, викария Вятской епархии (08.01.1920). Приговорён Вятским
Губревтрибуналом (1920) к лишению свободы до окончания войны с
Польшей, через 5 мес. освобождён. Выступил против обновленчества.
Арестован 25.08.1922, по постановлению КОГПУ сослан на 3 года
в Нарымский край. Вновь арестован 04.04.1923, сослан. Освобождён
в 1924 без права проживания в крупных городах, вернулся в Вятку.
В том же году назначен епископом Глазовским и временно управляющим
Вятской епархией. С 1925 временно управлял и Омской епархией.
Арестован 14.05.1926 по обвинению в организации нелегальной епархиальной
канцелярии. По постановлению ОСО КОГПУ (от 20.08.1926) выслан
на 3 года и лишён права проживания в крупных городах и Вятке.
Осенью 1926 назначен еп. Ижевским и Вотским. Написал письмо митр.
Сергию с опровержением Декларации (октябрь 1927), объявил об отделении
и перешёл на самоуправление (декабрь 1927). Возглавил движение
исповедников православия, названное его именем («викторианским»)
в Вятской и Вотской епархиях. Объединил приходы в Вятке, Ижевске,
Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском
уездах. Находился в тесном общении с ленинградскими иосифлянами.
Не подчинялся указам сформированного Е. Тучковым «синода», возглавляемого
митр. Сергием (Страгородским). В письме к митр. Сергию (от 23.12.1927)
обличил сергианскую политику. Арестован 04.04.1928 в Глазове,
по постановлению ОСО КОГПУ (от 18.05.1928) приговорён к 3 годам
лагеря. Перед отправкой в лагерь передал свои приходы в управление
епископу Димитрию (Любимову). В заключении на Соловках (июнь 1928—1930),
работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в катакомбных
богослужениях иосифлян. Весной 1930 переведен на материк (командировка
Май-Губа). По постановлению ОСО КОГПУ по пересмотру дела (от 10.04.1931)
приговорён к ссылке на 3 года в Северный край. Освобождён из лагеря
11.07.1931 и сослан в Онегу Архангельской области. Арестован 12.12.1932,
по постановлению ОСО КОГПУ (от 10.05.1933) приговорён к 3 годам
ссылки в Коми-Зырянскую АО. Жил в Усть-Цилемском р-не. Умер 02.05.1934
в п. Усть-Цильма. Канонизирован в лике святых в 1981 Собором Русской
Православной Церкви Заграницей.
***
Послание
В деле расточения Церкви вместе с предательством митр.
Сергий произвёл и тяжкую хулу на Духа Святого, которая по неложному
слову Христа никогда не простится ему ни в сей, ни в будущей жизни.
«Кто не собирает со Мною, — говорит Господь, — тот расточает».
«Или признайте дерево хорошим (Церковь) и плод его хорошим; или
признайте дерево худым и плод его худым» (Мф 12.33). «Посему говорю
вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не
простится человекам» (Мф 12.30-31). «Исполняя меру греха своего»,
митрополит Сергий совместно со своим Синодом, указом от 8(21)
октября 1927 г. вводит и новую формулу поминовения.
Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии
вопреки слову Божию «верных с неверными» (2Кор 6.14-18), Святую
Церковь и борющих на смерть врагов ея, митрополит этим своим богохульством
нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное
значение для вечного спасения душ православно верующих. Отсюда
и богослужение становится не просто безблагодатным, по безблагодатности
священнодействующего, но оно делается мерзостью в очах Божиих,
а потому и совершающий и участвующий в нём подлежит сугубому осуждению.
Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковником,
как превращающий Святую Православную Церковь из дома благодатного
спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишённую
духа жизни, митр. Сергий в то же время через своё сознательное
отречение от истины и в своей безумной измене Христу является
открытым отступником от Бога Истины.
И он без внешнего формального суда Церкви (которого
невозможно над ним произвести) «есть самоосуждён» (Тит 3.10-11);
он перестал быть тем, чем он был — «служителем истины» по слову:
«Да будет двор его пуст … и епископство его да приимет ин» (Деян
1.20).
Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцев и православных
мужей Церкви в течение многих лет не принесли пользы, не привели
митр. Сергия к сознанию содеянного им греха и не возбудили в его
сердце раскаяния.
А потому мы по благодати, данной нам от Господа нашего
Иисуса Христа, «силою Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор 5.4)
объявляем бывшего митрополита Сергия лишённым молитвенного общения
с нами и всеми верными Христу и Его Святой Православной Церкви
и предаём его Божиему суду: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет
Господь» (Евр 19.30).
Настоящее деяние в дополнение к ранее сделанным нами
в 1927—1928 гг. заявл[ени]ям, мы совершаем в строгом сознании
нашего архипастырского долга перед нашей паствой, всеми верными
чадами Церкви Православной, стоя в послушании Церкви Христовой,
в должном подчинении правилам Вселенских Соборов и Собора Российской
Церкви 1917—1918 г., возглавляемой ныне Патриаршим Местоблюстителем
Петром, митрополитом Крутицким, и его заместителем Серафимом,
архиепископом Угличским.
«Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать
вам Царство!» (Лк 12.32).
Смиренный епископ Виктор.
1928(?).
Акты Святейшего патриарха Тихона…, с.634.
http://www.ipc.od.ua/ist0ostrovidov.html:
От редакции. Московская патриархия, бывшая во времена гонений на
стороне богоборческого режима и принимавшая активное участие в
преследованиях исповедников, ныне, не покаявшись в соделанном,
а приспосабливаясь к новым условиям, пытается присвоить себе подвиг
новомучеников и исповедников. С этой целью, к примеру, этой структурой
1 июля 1997 года была вскрыта могила новосвященноисповедника Виктора
(Островидова) и обретены его честные мощи, оказавшиеся нетленными.
Ныне эти похищенные у Церкви мощи, источающие благоухание и обильно
подающие чудесные исцеления, хранятся в патриархийном Свято-Троицком
монастыре г. Вятки. Ввиду явного свидетельства святости епископа
Виктора, Московская патриархия намеревается прославить его в лике
«своих» святых. Поистине к этим современным фарисеям и лицемерам
обращены слова Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми,
а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по
наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия
и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите
гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите:
«если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками
их в пролитии крови пророков». Таким образом вы сами против себя
свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков.
Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как
убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф 23.27-33).