МИХАИЛ ПОСНОВ
Его: История Церкви.
О гностицизме.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ПОСНОВ Михаил Эммануилович (1873-1931), рус. правосл. библеист
и историк Церкви. Род. в Рязанской губернии. Окончил КДА, где
затем был преподавателем библ. истории. С 1908 — приват-доцент
К.ского ун-та по каф. истории Церкви. С 1910 вел курс Свящ.Писания
НЗ в КДА, а с 1913 был там проф. по каф. истории древней Церкви.
Удостоен степени доктора церковной истории. В последние годы жизни
состоял проф. в Софийской Православной духовной академии.
Магистерская дисс. П. посвящена проблемам библ. *богословия ("Идея
Завета Бога с израильским народом в ВЗ", Богуслав, 1902). Вслед
за тем он опубликовал цикл статей о *Второго Храма периоде (Труды
КДА, 1904, ? 8, 10, 1905, ? 3, 7), к-рые составили книгу "Иудейство
(к характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное
время)" (К., 1906). В работе рассмотрен *мессианизм *междузаветного
периода, вопрос о *Мужах Великого Собора, возникновение *апокалиптической
лит-ры и *течений и сект внутри иудейства. Главный вывод П. заключался
в том, что века, прошедшие между прор.Малахией и Иоанном Крестителем,
не были эпохой "окаменения", а отличались напряженной творческой
религиозной жизнью, и факт этот не могут умалить отдельные элементы
духовного упадка.
В специальной работе П. критически рассмотрел христологич. воззрения
*Паулюса, *Штрауса, *Ренана и др. представителей *рационализма
("О личности Основателя Христианской Церкви", СПб., 1910). П.
также много занимался проблемами гностицизма. В частн., он считал,
что генезис гностич. идей тесно связан с течениями внутри самарянства.
Неск. статей по библ. истории П. написал для "Правосл. богосл.
энциклопедии" (Иеремия — т.6; Книжники — т.12 и др.).
u Взаимодействие двух факторов в истории израил. народа — божественного
и человеческого, К., 1903; О судьбах библ. Израиля, К., 1907; Первая
христ. община и коммунизм, СПб., 1909; Самарийские маги — христ.
ересеархи, К., 1917 (Ответ на критику проф. *Рыбинского); Гностицизм
II в. и победа христианской церкви над ним, К., 1917; История христ.
церкви (до разделения церквей — 1054 г.), Брюссель, 1964.
Поснов М., профессор. Митрополит Антоний, как православный богословский
дипломат. (По поводу 40-летия его ученой и литературной деятельности).
- Варшава. Изд.... 1929, 32 с.
l Р ы б и н с к и й Вл., Самарянство и гностицизм (по поводу критики
проф. М.Э.Поснова), "Странник", 1914, ? 3; 1916, ? 1.
Свящ. ГЕОРГИЙ ЧИСТЯКОВ
Памяти Ирины Михайловны Посновой
25 декабря 1997 г., газета "Русская мысль", N4203
http://pvd.chat.ru/text/Chistjakov/Posn2.html
Дочь Михаила Эммануиловича Поснова, профессора Киевской духовной
академии, известного историка Церкви, Ирина Михайловна Поснова необыкновенно
остро чувствовала, что сам Бог призывает ее к работе. Начала свое
образование она в Софии, затем по рекомендации Джузеппе Ронкалли
(будущего Папы Иоанна XXIII) получила стипендию для продолжения
своего образования в Лувенском университете, где потом защитила
докторскую диссертацию по классической филологии.
Во время Второй Мировой войны Ирина Михайловна всецело посвятила
себя помощи советским пленным, работавшим на шахтах в Лимбурге,
а после окончания войны делала все возможное, чтобы облегчить жизнь
беженцам из СССР, оставшимся в Бельгии. В 1945 году она основала
издательство "Жизнь с Богом", которое стало главным делом
ее жизни. В 1950 году она приступила к изданию журнала "Россия
и Вселенская Церковь" (на русском языке), на страницах которого
католики и православные, священники и богословы, возможно, впервые
с 1054 года начали публиковаться вместе; именно здесь начали регулярно
печататься материалы о преследованиях верующих в СССР.
И.М.Поснова считала, что Запад виноват перед Россией, ибо именно
из Европы пришли к нам революционные идеи (в частности марксизм),
поэтому именно Запад должен помочь России избавиться от ига большевизма.
В 1950 году в Риме вместе с группой русских паломников она передала
папе Пию XII прошение, чтобы он поручил судьбы России Пречистому
Сердцу Богородицы. Оставаясь русской и не чувствуя себя ушедшей
из православия, Ирина Михайловна жила в неразделенной Церкви, не
знающей неразрешимых противоречий между Востоком и Западом. Ей была
одинаково близка и дорога духовная традиция как Востока, так и Запада,
о чем свидетельствуют изданные ей книги.
Издательство "Жизнь с Богом" в Брюсселе печатало книги
духовного содержания на русском языке в то время, когда публикация
религиозных книг в СССР была абсолютна невозможна. Книги эти не
только готовились к изданию и печатались - Ирина Михайловна организовывала
переправку их в СССР в багаже дипломатов и дальнейшее распространение
по России.
Под ее руководством была подготовлена так называемая брюссельская
Библия, в сущности единственное современное издание Ветхого и Нового
Заветов, снабженное серьезным комментарием и справочным аппаратом.
Именно в Брюсселе увидели впервые свет книги о.Александра Меня:
"Сын Человеческий", шесть томов истории религии "В
поисках пути, истины и жизни" были напечатаны.под псевдонимами
Андрей Боголюбов и Эммануил Светлов и почти сразу появились в СССР.
"Словарь библейского богословия" под редакцией о.Леон-Дюфура,
молитвослов малого формата, которым пользовались в России повсюду,
и не менее популярный акафистник, "Цветочки" св. Франциска
и "Моя жизнь во Христе" св. прав. Иоанна Кронштадского,
"Путь ко спасению" свят. Феофана Затворника и "Отечник"
свят. Игнатия Брянчанинова, собрание сочинений Владимира Соловьева,
книги Н.Арсеньева и М.Гаврилова - вот далеко не полный список изданных
в Брюсселе книг (всего вышло более 160 названий общим тиражом более
2 млн. экземпляров).
Во времена советского тоталитаризма все эти книги имели широкое
хождение не только среди православных мирян, но и в духовных семинариях
и академиях. Теперь, когда в России религиозные книги печатаются
повсюду и очень большими тиражами, может показаться, что издательство
"Жизнь с Богом" не так уж необходимо, но двадцать лет
назад кроме книг, издававшихся за рубежом - в Брюсселе и Париже,
других книг просто не было.
Ирину Михайловну всю жизнь отличал незаметный для посторонннего
взгляда, но по-настоящему глубокий аскетизм. Всякий, кто хотя бы
раз в жизни видел ее во время литургии, сразу обращал внимание на
то, что для нее молитва, действительно, обладала реальной силой.
Праведница, она просияет со духи праведных скончавшихся и память
ее будет в род и род.
|