Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

МИХАИЛ СКАБАЛЛАНОВИЧ

Скабалланович М. Толковый типикон. М., 1910.

Скабалланович М. Рождество Пресвятыя Богородицы. Киев: Проповеднический листок, 1915. 140 с.

Скабалланович М. Пятидесятница. Киев: Проповеднический листок, 1916. 180 с.

Скабалланович М. Великий пост. Киев, 1910. 79 с.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

СКАБАЛЛАНОВИЧ Михаил Николаевич (1871-1931), рус. правосл. богослов, литургист и экзегет. Род. в Гродненской губ. в семье сел. священника. Окончил Виленскую ДС и КДА (1896). Кандидатская работа С. была посвящена экзегезе Кн. прор. Иезекииля, и эта тема осталась гл. предметом библ. исследований ученого. В 1898-1907 он был помощником смотрителя Мариупольского духовного училища. В этот период им был опубликован труд «Первая глава кн. прор. Иезекииля. Опыт изъяснения» (Мариуполь, 1904), за к-рый в 1905 КДА присудила ему степень магистра богословия. В 1906-18 С. преподавал в КДА: сначала Свящ. Писание ВЗ, затем догматич. богословие и лат. язык, параллельно читая курс византологии на историко-филологич. фак-те Высших педагогических курсов Общества профессоров и преподавателей. В 1912 КДА присудила

 С. степень доктора церк. истории за обширный труд «Толковый Типикон» (К., 1910-15, вып.1-3). В 1920 он был избран преподавателем на каф. классической филологии Киевского ун-та. В последующие годы ученый сотрудничал в АН УССР, в частн., в 1928-30 работал в Этнографической комиссии АН УССР. Умер в архангельской ссылке.

В магистерской работе С. дал обзор истории толкования Иез 1, рассмотрел специфич. *символы, к-рые пророк использовал для проповеди о тайне трансцендентного Бога, применил *сравнит.-религ. метод для изучения параллелей между образами видения Иезекииля и вост. искусством. «В то время, как другие пророки, – писал С., – созерцали и рассматривали Бога более как Промыслителя о еврейском народе и человечестве, как Творца в широком смысле слова, Иезекииль взглянул на Бога как Бога, и в священный ужас привело его это созерцание». Этот вывод предвосхитил концепции об особенностях религ. опыта, развитые после С. нем. религиоведом *Отто. В трудах по литургике С. много места уделил роли Библии в *богослужении и библ. корням христианских праздников.

u Событие Сошествия Святого Духа, «Подольские EB», 1902, № 22; Евангельское повествование о преображении Господнем и значение сего события для христ. богословия, ВиР, 1901, № 15; Что дает богослову первая глава кн. прор. Иезекииля, Труды КДА, 1905, т.2, кн.6; О звезде волхвов, Труды КДА, 1906, т.III, кн.12; Что такое был рай?, Труды КДА, 1907, т.III, вып.12; Таинственный храм прор. Иезекииля, Труды КДА, 1908, т.1, кн.3, т.2, кн.8; Святая Земля в праздниках Православной Церкви, СПб., 1908; Иезекииля пророка книга, ТБ, 1909, т.6; Из Апостола (трудные места), К., 1911; Св. архистратиг Михаил. Все, что можно знать о нем на основании Свящ. Писания, предания и соображения разума — и о церковном чествовании св. архангела, К., [1915]; Христианские праздники, К., кн.1-6, 1915-16.

l А.Н., Проф. М.Н.С. и его вклад в правосл. богосл. науку, ЖМП, 1973, № 3; прот.Л о з и н с к и й  Р., М.Н.С. и его литургич. труды, 1961 (ркп.МДА).

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова