МАКАРИЙ ГЛУХАРЕВ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МАКАРИЙ (Михаил Яковлевич Глухарев), архим. (1792-1847), рус. правосл.
подвижник, миссионер, переводчик Библии. Род. в семье священника
в г.Вязьме, Смоленской губ. Начальную школу прошел в доме отца,
образованного и доброго пастыря. Тягостное впечатление на чуткого
мальчика произвел контраст между домашней атмосферой и бурсацкими
нравами училища в Смоленске, куда М. поступил восьми лет. Однако
он продолжал учебу и в 1813 окончил Смоленскую ДС. Положительную
роль в его воспитании сыграла семья образованного помещика, у к-рого
он жил в дни Отечественной войны 1812. В Петерб. ДС и ДА, к-рую
М. окончил в 1817, он проявил блестящие дарования и широту интересов.
В это время началось его сближение с митр.*Филаретом (Дроздовым),
оценившим его умств. и нравств. качества. М. почти ежедневно открывал
Филарету свои мысли и до конца дней сохранил к нему любовь и уважение.
Святитель ограждал ученика от чрезмерного увлечения мистицизмом,
но не запрещал знакомиться с зап. литературой. Это знакомство, так
же как встреча с *квакерами (1819), сформировали у М. экуменич.
подход к инославию. Как отмечает прот.Г.Флоровский, будущий миссионер
относился к другим исповеданиям «с пытливым благожелательством».
М. хорошо знал европ. и древние языки и по окончании ДА преподавал
их в Екатеринославской и Костромской семинариях. Там же решил принять
монашество. М. был пострижен в 1818 и тогда же рукоположен в иеромонахи,
а в 1821 возведен в сан архимандрита. Не желая мириться с семинарскими
порядками и чувствуя сильное недомогание, М. в 1826 ушел на покой.
Он поселился в Глинской пустыни, где занялся переводами правосл.
подвижников, а также зап. авторов, напр., книги Терезы Авильской.
В 1829 М. откликнулся на призыв Свящ. Синода, искавшего работников
для миссионерской проповеди в Сибири. Почти 20 лет проповедовал
М. среди язычников-алтайцев, изучил их язык, овладел медицин. и
сельскохозяйств. знаниями, чтобы помочь инородцам преобразовать
их быт. За это время он крестил ок. 600 алтайцев и завоевал их любовь
и преданность. «В частной своей жизни, — пишет его биограф, — Макарий
до кончины остался... строгим аскетом и кабинетным тружеником. Спал
он очень мало, да и то на пустом диване или голой кроватке без подушки».
Митр. Филарет называл его «истинным слугой Христа Бога». В 1839
М. подал в Свящ. Синод спец. записку «Мысли о способах к успешному
распространению христианской веры между евреями, магометанами и
язычниками в Российской державе» (М., 1894), в к-рой предлагал создать
особый миссионерский ин-т в Казани.
Апостольские труды привели М. к мысли о необходимости довести до
конца работу по переводу Библии на рус. язык, начатую *Российским
библ. обществом. Он послал доклад на эту тему в Синод через митр.
Филарета. Но тот, зная, что правительство, недавно запретившее Российское
библ. общество, относится к этой идее отрицательно, не дал докладу
хода. Тем не менее архимандрит не отказался от своей идеи и задумал
осуществить ее собств. силами. В 1834 он перевел с евр. языка Кн.Иова,
а затем Кн.Иисуса Навина, и переводы с сопроводительными докладами
послал в Петербург. Главным аргументом докладов М. были изменения
в рус. языке, к-рый все больше удалялся от славянского. «Язык славянский,
— писал он, — сделался мертвым, на нем никто у нас не говорит и
не пишет». Кроме того, по его словам, «российская словесность достигла
уже того возраста зрелости, когда русская Церковь может и поэтому
должна иметь полную Библию на русском языке». Возможные контраргументы
людей, боявшихся соблазна, М. отклонял ссылкой на ап. Павла, к-рый
знал, что Евангелие Христово может быть неправильно понято. «Но
это не воспрепятствовало св. Павлу, — писал М., — проповедовать
слово о кресте Господа нашего Иисуса Христа, которое для одних казалось
безумием, а для других было соблазном, между тем как верующие находили
в нем силу Божию и Божию премудрость». Ни доклад, ни переводы М.
не имели ни отклика, ни последствий. Огорченный этим, М. стал писать
уже в более резком тоне. В письме на имя царя он связывал стихийные
и обществ. катастрофы с грехом тех, кто отдалял Библию от народа.
«Неужели Слово Божие, — восклицал он, — в облачениях славянской
буквы перестает быть Словом Божиим в одеянии российского наречия?»
На сей раз последовала реакция репрессивная. М. обвинили в гордыне
и передали в распоряжение Томского архиерея, к-рый наложил на него
епитимью: 40 дней служить литургию за «предоставление правительству
мыслей и желаний своих в рассуждении полной Библии на российском
языке в переводе с оригиналов». М. был искренне рад такому «наказанию».
В 1844 его отстранили от миссионерской работы и направили в Троицкий
м-рь Орловской епархии. Раздобыв перевод прот.*Павского — своего
старшего товарища по академии и затем учителя — он сличал с ним
свои новые переводы. Исправленный текст был снова послан в Синод.
Одну за другой он переводил книги ВЗ и, когда работа была закончена,
задумал издать ее за рубежом. В 1846 с большим трудом М. выхлопотал
себе командировку в св. землю. Но в это время его сразил смертельный
недуг. Последними словами подвижника были: «Свет Христов просвещает
всех». После него не осталось ничего, кроме книг, бумаг и чернил.
Труд М. не был предан забвению. Его перевод ВЗ был посмертно напечатан
в журн. «Православное Обозрение» (1860-67), а впоследствии использован
при работе над *син. переводом Библии.
u Письма архим. Макария Глухарева, Каз., 1905.
l Г о р е вМ.В., На службе Богу, СПб., 1905, ч.2; *Е в с е е вИ.Е.,
Столетняя годовщина рус. пер. Библии, Пг., 1916; М а к а р о в а
- М и р с к а яА., Апостолы Алтая, Харьков, 1909; Н и к о д и м
(Кононов А.), Жизнеописания отечеств. подвижников благочестия 18
и 19 вв., М., 1908, май; Р и ж с к и йМ., История переводов Библии
в России, Новосибирск, 1978; Р о д о с с к и й, с.255-58 (там же
приведена библиогр.); Х а р л а м п о в и чК.В., Архим. М. Глухарев,
По поводу 75-летия Алтайской миссии, ХЧ, 1905, № 9-11; *Ч и с т
о в и чИ.А., История перевода Библии на рус. язык, СПб., 18992.
|