ГЕНРИХ ИППОЛИТОВИЧ СЕМИРАДСКИЙ
Ср. Иллюстрации
к Библии.
1843, Печенеги Харьковской губ. - 1902, Стржалков Петраковской
губ. (Польша).
СЕМИРАДСКИЙ Генрих (Хенрык) Ипполитович
Семирадский
родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел
в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии
под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого
позже называл единственным своим учителем. В 1860 г. по настоянию
отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико- математический
факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий
певец античной красоты получил степень кандидата за "рассуждение"
на тему "Об инстинктах насекомых". И тут же уехал в Петербург,
где определился вольно-приходящим в АХ. Вскоре, показав блестящие
успехи, Семирадский сумел стать учеником АХ. В 1870 г. ему присудили
большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра
Македонского к врачу Филиппу" с правом на шестилетнее пребывание
за границей. Семирадский отправился в Мюнхен - второй после Парижа
художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное
произведение - "Римскую оргию блестящих времен цезаризма"
(1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская АХ, что
позволило художнику переехать в Италию. В Риме, где все живет и
дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие
годы и в России бывал лишь изредка.
И все же Петербургская АХ присвоила живописцу все возможные звания
(причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных
выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако
искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной
художественной школе, оно интернационально. Сам же художник - один
из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Правда,
он внес в академическую традицию живописность, пленэрные начала:не
случайно в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет
пейзаж. Семирадский - мастер создания атмосферы, атмосферы природной
и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным
сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно
знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели
у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором.
Круг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это
евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной
жизни античных времен - популярный в конце XIX в. античный жанр.
Вторая крупная картина Семирадского "Христос и грешница" (1872) принесла
художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные
особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами
по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж,
помогающий создать общее впечатление... В другой картине "Христос в доме
Марфы и Марии" (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника
на евангельскую тему "Христос и самаритянка" (1890) почти совсем лишена
повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны
фигуры Христа и женщины у колодца.
Гигантская (3,85х7,04 м) картина, одна из двух наиболее знаменитых
исторических композиций художника, "Светочи христианства. Факелы
Нерона" (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского.
На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан
(1 в. н. э.). Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги
зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей
и обмазанные смолой христианские мученики. К сожалению, интересный
замысел был безнадежно погублен исполнением. Достаточно сумбурная
композиция вызвала резкую критику. Семирадского упрекали в холодности
и отсутствии экспрессии в изображении действующих лиц. Зато зрители
восторгались тем, как написаны разноцветные мраморы, ткани и прочие
аксессуары. Достоинства и недостатки Семирадского проявились в "Светочах..."
(в силу сложности замысла) особенно наглядно. Семирадский не был
мастером психологической и пластической характеристики, не был даже
оригинальным рассказчиком, но он умел "поставить" зрелище
в целом, создать общее впечатление. Он был как бы пейзажистом исторического
жанра. Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора
и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее
не смог и подарил Краковскому музею.
Кульминацией
творческой деятельности Семирадского стала прославленная "Фрина на празднике
Посейдона в Эливсине" (1889). Это не просто огромная (только на переднем
плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода
художественный манифест Семирадского. Представлен реальный исторический эпизод.
В Эливсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение
сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и
красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за "оскорбление богов").
Явление,
откровение красоты в мире было вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского.
Наконец найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось? Вот мнение И. Е.
Репина: "Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит
"веселое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют
наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал
такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления".
Очень точный и, если учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует
добавить, что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях, маловыразительна.
Что же касается фигуры Фрины (натурщицы Праксителя), ради которой и создавалась
композиция, к которой направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться
деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты Книдской, но
и рядом с женскими фигурами на картинах другого знаменитого поклонника классики
- Энгра ("Источник", "Венера Анадиомена" и др.).
И все же "Фрина..." почиталась среди современников бесспорным
шедевром. Молодому К. С. Петрову-Водкину даже пришлось провести
целое исследование, дабы доказать товарищам по ЦУТР, что эта картина
не является одним из величайших созданий в истории живописи, а ее
творец вовсе не гений.
Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные
росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-79), картины для
Исторического музея - "Похороны вождя руссов в Булгаре"
и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в
971 году" (обе в 1883). В перерывах между исполнением больших
полотен Семирадский писал многочисленные "античные жанры":
"По примеру богов" (1879), "Танец среди мечей"
(1881), "Песня рабыни" (1884) и др. На фоне прекрасной
природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности.
Жизнь-мечта...
До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал
монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове,
Львове и для Варшавской филармонии).
Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым
польским художникам, искал мастерские для пенсионеров АХ в Италии.
Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в Варшаве, но годом позже
останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле
"На Скалке", где покоятся многие знаменитые поляки.
Учился во 2-й харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших
художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал
учитель рисования в этом заведении, Д.И. Бесперчий, один из учеников
К. Брюллова . В 1860 г. Семирадский поступил студентом на физико-математический
факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук,
но продолжал свои занятия рисованием и живописью под руководством
того же Бесперчия. Будучи выпущен из университета со степенью кандидата,
он отправился в Санкт-Петербург и поступил в вольные слушатели Императорской
Академии Художеств, из которых, два года спустя, перечислился в академисты.
В течение четырех лет он был награжден пятью серебряными медалями
и несколькими денежными премиями, между прочим за исполненные черным
карандашом эскизы на заданные темы: "Избиение младенцев",
"Сошествие Спасителя в ад" и "Гибель Содома" (все
три находятся в музее академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной
программе картину: "Диоген разбивает свою чашу", была присуждена
ему малая золотая медаль, а через два года после того, за исполнение
другой программы, "Доверие Александра Македонского к его врачу,
Филиппу" (находится в музее академии), большая золотая медаль
и звание художника 1 степени. В качестве пенсионера академии, Семирадский
отправился в заграничное путешествие в 1871 г. и остановился сначала
в Мюнхене, где пользовался советами известного К. Пилоти и написал
картину: "Римляне блестящих времен империи" (находится в
Александровском дворце, в Царском Селе); затем прибыл в Рим, который
с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была
им исполнена прежде всего большая картина "Христос и грешница",
на сюжет поэмы графа А.К. Толстого . В Санкт-Петербург, на академической
выставке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила
художнику звание академика (находится ныне в музее императора Александра
III в Санкт-Петербурге). После нее из-под кисти Семирадского вышли
"Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874; принадлежит
г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московского храма
Христа Спасителя, между прочим колоссальное изображение Тайной Вечери
в запрестольной апсиде; сцены из античного быта: "Элегия",
"Выбор между невольницей и дорогой вазой" ("La coupe
ou la femme"), "Продавец амулетов" и "Римский
нищий". Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного
размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно
иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживосожженных
последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием
"Светочи Нерона", художник блестящим образом завершил окончание
срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в Санкт-Петербург,
она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление
ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Императорская Академия
Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское
правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона;
тогда же он получил дипломы на звание члена от берлинской, стокгольмской
и римской академий, флорентийская же академия оказала ему честь просьбой
прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания
портретов знаменитых художников в галерее Уффици. "Светочи Нерона",
побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены
автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде - в собрании
Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведений Семирадского
укажем на "Древний танец между мечами" (находится у К. Солдатенкова
, в Москве), "Оргию времен Тиверия на острове Капри" (у
него же), "Искушение" (у великого князя Константина Константиновича
), две большие стенные картины, украшающие собой московский исторический
музей ("Похороны древнего руса в Болгарах" и "Тризна
дружинников Святослава при осаде Доростола"), "Христос у
Марфы и Марии" (находится в музее Александра III, в Санкт-Петербурге)
и на сцену из жизни музыканта Шопена ("Вечер у князя Радзивилла").
В 1889 г. устроена была Семирадским в Санкт-Петербурге выставка пяти
новых его картин, из которых одна изображала "Искушение святого
Иеронима", а остальные - сцены из древнегреческой жизни: "Перед
купанием", "У фонтана", "По примеру богов"
(находится в Александровском дворце в Царском Селе) и "Фрину
на празднике Посейдона в Элевзисе" (находится в музее императора
Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей
величиной "Светочи Нерона", еще более распространило известность
художника: оно доставило ему звания члена туринской академии и корреспондента
французского института. Наконец, после весьма удачной картины: "Исаврийские
пираты, продающие свою добычу", за которую Семирадский получил
золотую медаль на Мельбурнской международной выставке в 1889 г., и
нескольких других не столько значительных его работ, явилось его четвертое
колоссальное произведение - "Дирцея на римском цирке", выставленная
в Санкт-Петербурге в 1898 г. Справедливость требует заметить, что
в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени,
чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых
составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка
изображенных фигур, археологически точная передача античного быта
во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание,
превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится
к пейзажной части. Но при всей своей внешней привлекательности, картины
Семирадского грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены
истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины,
в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями.
А. С-в. |