ЮНГ-ШТИЛЛИНГ (Jung-Stilling) Иоганн
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЮНГ-ШТИЛЛИНГ (Jung-Stilling) Иоганн Генрих (1740-1817), нем. протестантский
писатель. Род. в Вестфалии в семье бедного портного. Занимался самообразованием;
получил место учителя, а затем стал лекарем. В этот период его посетило
озарение, к-рое укрепило в нем мысль об особом избранничестве. В
1769 он начал изучать медицину в Страсбурге, познакомился с Гете
и *Гердером, на к-рых произвел большое впечатление. По окончании
учебы Ю.-Ш. преподавал в Марбурге, занимался различ. науками, но
главное свое призвание видел в проповеди Слова Божьего. Под влиянием
революц. событий во Франции у него возникла мысль о скором конце
мира и установлении тысячелетнего Царства (см. ст. Хилиазм). Эта
мысль господствует в написанном им толковании на Откр.: «Победная
повесть, или торжество веры христианской» (1798; рус. пер.: СПб.,
1815). В толковании Ю.-Ш. следовал методу *Бенгеля, в частн.,
он понимал число Зверя (см. ст. Криптограмма) как продолжительность
определ. историч. эпох. Ю.-Ш. интерпретировал Откр применительно
к ср.-век. и новой истории Церкви, рассматривая апокалиптич. Зверя
как образ папского Рима. Он предсказывал наступление конца истории
в 1836. Толкование на Откр и др. его книги создали вокруг Ю.-Ш.
ореол пророка. Его идеи сыграли определ. роль и в России. Александр
I благоволил к Ю.-Ш. (он встречался с ним во время заграничных поездок).
Многие деятели *Росс. библ. общества разделяли чаяния Ю.-Ш. «Мистики»
Александровой эпохи усердно переводили его сочинения. Его ценил
архиеп.*Иннокентий (Борисов); митр.*Филарет (Дроздов) отзывался,
однако, о Ю.-Ш. осторожно. Он писал о «Победной повести», что в
ней «изъяснения первых пяти печатей были действительно замечательны,
хотя вообще книга была проникнута духом протестантства». Противники
же библ. общества и «мистицизма» называли учение Ю.-Ш. «бесовским»
и усматривали в нем «революционность», хотя от нее нем. мистик был
весьма далек. Борьба вокруг книг Ю.-Ш. послужила сигналом для похода
против библ. общества и «мистицизма».
u В рус. пер.: Приключения по смерти, ч.1-3, СПб., 1805; Угроз
Световостоков, СПб., 1806; Тоска по отчизне, ч.1-2, СПб., 1806;
Жизнь Генриха Штиллинга, ч.1-2, СПб., 1816 (автобиография).
l Б у л и ч М., История русской лит-ры, СПб., 1902; П ы п
и н А.Н., Религиозные движения при Александре I, Пг., 1916;
ЭСБЕ, т.41; RGG, Bd.3, S.1070.
|