ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ОРЛОВ
Память 25 января / 7 февраля
Cм. персоналии.
Протоиерей Сергий (Сергей Васильевич Орлов) родился 29 июня 1890 года в с. Акулово Московской губернии. Отец и дед его были священниками храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово. Будущий протоиерей получил обширное духовное и светское образование. После церковно-приходской школы в родном селе и Московского духовного училища при Донском монастыре он окончил: Московскую Духовную семинарию, Варшавский университет, а также Киевский Политехнический институт, который закончил со званием агронома. Вскоре Сергей Васильевич вступил в брак, но через год овдовел. Работал по специальности в коллективных хозяйствах Крыма, Украины, Сибири, параллельно занимая ответственные посты, связанные с организаторской деятельностью. В Московской области и в Москве был преподавателем в различных школах. В 56 лет Сергей Васильевич переходит на церковную службу. Епископом Макарием (Даевым) в московском храме в честь Положения ризы Господней 28 июля 1946 года он был рукоположен во диакона, а 2 августа — во пресвитера к Покровскому храму в с. Акулово. В 1950 году священник Сергий Орлов окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1965 по 1970 год отец Сергий был нештатным сотрудником редакции «Журнала Московской Патриархии», принимал деятельное участие в издании Православного церковного календаря. Также принимал участие в комиссии, занимающейся составлением сборника «Богослужебные указания» на каждый последующий год. По благословению Святейшего Патриарха Алексия протоиерей Сергий Орлов был келейно пострижен в монашество с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Ожидая в будущем, по слову преподобного Серафима, открытия Дивеевского монастыря, отец Сергий и сестра его Елена Васильевна, тайно постриженная в иноческий чин, активно собирали иконы, (особенно образа Пресвятой Богородицы), считая, что все они должны быть, переданы в Дивеево. Когда один молодой священник высказал сомнение в возможности открытия Дивеева в обозримом будущем, Елена Васильевна сказала: «Верь! А то, как Моисей не попал в землю обетованную, так и ты не попадешь...» Около сорока икон, спасенных верующими от уничтожения, переданных в 1993 году в Дивеевскую обитель, отец Сергий хранил в доме схимонахини Агнии (Чижиковой), называя его Дивеевским подворьем. Подобно Святому Авксентию Батюшка отличался невероятной скромностью, нестяжательностью, добродушием и любовью к людям, все лучшее не смел считать своей собственностью. В 30-е годы в его дома, в поселке Дубки на станции Пионерская Белорусской дороги, скрывалась схиигумения Фамарь (Марджанова), настоятельница Серафимо-Знаменского скита, вместе с тринадцатью сестрами. В этом домике-киновии находил успокоение во время гонений епископ Арсений (Жадановский). Он поздно приезжал, в три часа ночи служил Литургию и причащал матушек Святых Христовых Таин. В 60-е годы частым гостем с. Акулово был епископ Стефан (Никитин). Для многих была незабываемой, радостная атмосфера общения двух старцев— епископа Стефана и протоиерея Сергия. Как и преподобный Авксентий, отец Сергий проявлял неослабевающее пастырское попечительство о своих прихожанах. Его проповеди призывали к любви, незлобию, христианскому прощению. Так же как и Авксентий, особое значение отец Сергий придавал посту, как одному из средств стяжания смирения, ибо, где нет смирения, там не может обитать Святой Дух. В одной из своих проповедей он говорил: "Без Духа Святого нет истинной жизни в человеке, нет мира в душе, нет света Божия. Без Духа Святого не может быть в нас истинной веры, упования, любви, святой простоты, чистоты сердца, нет спасения...» Каждую седмицу по пятницам в Покровском храме читался акафист Страстям Христовым. Этим сугубым почитанием Креста, на котором страдал Господь, отец Сергий пробуждал сознание христиан к восприятию вечной Искупительной Жертвы. Подвижник веры и благочестия также воспитывал у прихожан благоговейное отношение к молитве. «Христос во время молитвы преобразился, — проповедовал батюшка на Преображение Господне, — и слава Божественная осияла Его. Не в том ли состоит сущность нашей жизни, чтобы постепенно своею волею при помощи Божественной благодати восходить от славы в славу, от силы в силу и таким образом преображаться внутренне, духовно, отрешаясь умом от земного к небесному, сердцем от чувственного к горнему и волей своей от грехов и страстей к исполнению заповедей Божиих, воли Божией?» За усердное служение во благо Святой Церкви и отеческую заботу о пастве отец Сергий в 1970 году Святейшим Патриархом Алексием был награжден митрой. В 1974 году он вышел за штат по со стоянию здоровья, с каждым днем все более слабея. Но как почетный настоятель храма он старался не пропустить ни одной литургии, говоря: «Может, последний раз служу». Перед кончиной, несмотря на немощь, отец Сергий сам причастился Святых Христовых Таин. Над ним было совершено Таинство Елеосвящения. К одру умирающего пастыря стекались его духовные чада, желая получить последнее благословение и наставление. А потом отец Сергий мысленно благословлял не успевших прийти проститься с ним. Приложившись к иконе Успения Божией Матери, он отошел ко Господу. День кончины батюшки — 7 февраля 1975 года. Отпевание было совершено в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, в день праздника перенесения мощей святителя Иоанна Златоустого, Гроб с телом новопреставленного при пении ирмосов Великого канона «Помощник и Покровитель...» был обнесен вокруг храма и погребен близ алтарной части храма, радом с могилами отца и деда протоиерея Сергия Орлова. Отец Сергий окормлял вверенное ему стадо не только поучениями, но и собственным примером. Каждый день своей жизни он старался прожить в Боге и умер, имея твердую веру в Его безграничную милость.
Иерей Александр (Скиданов)
http://www.svetilen.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=35
|