АРНОЛЬД ТОЙНБИ
Историки-историки и историки-чиновники.
Его: Постижение
истории. М.: Прогресс, 1990.
Тойнби, 1969: отсылки к изданию: Тойнби А. Пережитое. Мои встречи. М.: Айрис-пресс, 2003.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975), видный англ. историк
и историософ. Род. в Лондоне в семье литератора. Учился в Оксфорде
и Британской археологич. школе (Афины). Участвовал в археологич.
экспедициях по Греции. Работал в британском Министерстве иностр.
дел и корреспондентом газеты. Был проф. международной истории в
Лондонской школе экономики. Т. отличала огромная работоспособность
и творческая активность. Гл. труд его, сделавший эпоху в англ. историософии,
— 12-томное «Исследование истории» («A Study of History», 1934-61;
сокр. изд. 1956-57, т.1-2). Это цикл произведений по важнейшим проблемам
развития культур, религий и обществ. формаций.
Т. многократно пересматривал и дополнял свои концепции, не
боясь входить в противоречие с самим собой. Заключит. том его основного
труда носит характерное заглавие «Пересмотр» («Reconsideration»).
Динамичность теорий Т. обусловлена тем, что он постоянно стремился
проверять свои взгляды фактами. Его знания в области древней и новой
истории были поистине энциклопедическими, что, впрочем, не уберегло
его от спорных выводов и шатких построений.
Первоначально Т. исходил из учения нем. философа Освальда Шпенглера
(1880-1936), к-рый рассматривал культуры как изолированные организмы,
проходящие 4 стадии — от расцвета до упадка. Т. внес в концепции
Шпенглера ряд важных коррективов. Так, шпенглерианскому понятию
о слепой «судьбе», царящей в истории, Т. противопоставил религ.-историч.
понятие о «Вызове» и «Ответе». Согласно Т., Высшая Божественная
Реальность ставит перед культурами задачи самоосуществления («Вызов»)
через кризисы, географич. факторы и т.д. Если культура дает верный
«Ответ», миссия ее реализуется; в противном случае она обречена
на распад или застывание. Т. не считал культуры абсолютно изолированными
и видел в религии главный связующий элемент. Соотнесение историч.
процесса с Божественным Началом сближает историософию Т. с провозвестием
*пророков и учением блж.*Августина. Однако взгляды Т. нельзя рассматривать
как христианские. Он постепенно отходил от свойственного ему вначале
библ. теизма, склоняясь в сторону восточного, гл. обр. индийского,
пантеизма. В диалоге с буддийским ученым Икедой (издан посмертно,
1976) Т. писал: «Я верю, что оправданным объектом поклонения для
человека является Предельная духовная Реальность внутри, вне и за
Вселенной». Этот «символ веры» Т. не является до конца пантеистическим,
поскольку он верил в Бога как источник Любви и Свободы. Человеческая
история, по словам Т., совершается в противоборстве естественных,
слепых законов и высшего «Божественного Закона».
Библейская история в интерпретации Т. Историк неоднократно обращался
и к проблематике Свящ.Писания. Итог его размышлений на эту тему
подведен в 15-й главе заключит. тома его «Исследования истории».
В ней он выступает не только как ученый, но и как идеолог новых
путей религ. развития. При этом Т. старается вынести за скобки и
христ., и мусульман. толкование ветхозав. истории, к-рые видят в
ней лишь прелюдию к Евангелию и *Корану, и рассматривает *иудейство
как самодовлеющую величину. По его мнению, ранние стадии ветхозав.
религии принципиально не отличались от др. древних национальных
верований. Яхве был Богом израильтян в том же смысле, в каком Зевс
— богом греков, а Кемош — богом моавитян. Т.о., историк игнорировал
те элементы библ. истории, к-рые с самого начала содержали в себе
ядро пророческого учения (см. ст.: Монотеизм; Патриархи; Пятикнижие).
Согласно Т., три важнейших переворота в ветхозав. религ. сознании
явились «Ответом» на «травматический шок», вызванный тремя катастрофами:
а) нашествием ассирийцев, б) вавилонским Пленом, в) гонениями Антиоха
IV. Первый шок породил *этический монотеизм Амоса и др. пророков
*допленного периода. Их движение достигло кульминации в лице *Второисайи.
Последний жил уже в *Плена период, когда параллельно с *профетизмом
сложилась «религия Торы». Преследования Антиоха вызвали к жизни
интерпретацию иудейства, наиболее характерными представителями к-рой
были *фарисеи. Эта интерпретация, опираясь на идею *Предания, определила
все дальнейшее развитие иудейства и постхристианского *иудаизма.
Оно в значит. степени заглушило традицию профетизма, в том числе
и Евангелие Иисусово. Личность и учение Христа Т. понимал в духе
либерально-протестантской школы, помещая первонач. христианство
в общий профетический контекст. Основную драму библ. истории Т.
видел в «напряжении» между *универсализмом и партикуляризмом. В
период упадка и крушения древнеизраил. государственности пророки
осознали, что Бог их народа есть Бог всего человечества. Политич.
катастрофа Самарии и Иерусалима была истолкована пророками не как
унижение Бога, а как Его попущение с целью привести народ к раскаянию.
«Оправдывая деяния Яхве по отношению к ним, иудеи открыли духовное
богатство непостижимой ценности для всего человеческого рода. Их
Бог, преображенный в сердцах и умах в результате испытанных ими
страданий, не мог больше быть только их Богом и Его преображение
нельзя было больше скрывать от язычников». Отсюда вытекала миссионерская
задача ветхозав. Церкви, к-рая была воспринята многими как угроза
идентичности замкнутой общины. Выбирая между универсализмом и партикуляризмом,
фарисеи предпочли второй путь, отказавшись от всемирно-историч.
провиденциального призвания своего народа. Т. считал, что единств.
существ. расхождение между фарисейством и христианством заключалось
не в *сотериологии и *христологии, а в отказе христиан от национальной
исключительности. Рассматривая этот конфликт с т. зр. своей теологии,
Т. полагал, что разрешение его возможно лишь в диалоге христианства
и иудаизма на почве их либерально-реформистской интерпретации.
В 1972 Т. выступил со статьей «Религиозные основы современного
экологич. кризиса» («The Religion’s Background of the Present Environment
Crisis», «Intern. Journal of Environment Studies», № 2). В ней он
объявил библ. *монотеизм идейной причиной разрушения человеком среды
его обитания. Единобожие, утверждал Т., создало такую форму *антропоцентризма,
к-рая принижала ценность *природы и смотрела на человека как на
ее абсолютного господина. «Людям, к-рые воспитывались в монотеистических
традициях, — писал Т., — трудно вновь обрести тот благоговейный
страх перед природой, к-рый был ликвидирован провозглашениями Библии,
содержащимися в Книге Бытия». В результате мир пришел к тому бедственному
положению, к-рое вызывает тревогу на всех континентах. «Средство
спасения» Т. видел в «смене монотеистического мировоззрения мировоззрением
пантеизма», к-рое относится к природе как к божеств. Началу. Впрочем,
по его мнению, упадок материальной цивилизации в любом случае неотвратим
и можно лишь надеяться, что материальное оскудение будет сопровождаться
духовным подъемом. Многие отечественные и зарубежные ученые (*Барр,
*Вестерман, Рашковский Е.В., Василенко Л.И. и др.) подвергли эту
концепцию Т. развернутой критике, показав, с одной стороны, что
и в Библии и в христианстве можно найти основания для бережного
отношения к природе, а с другой — что экологич. кризис имеет своим
источником не религиозные, а социально-экономич. причины (см. ст.
Природа и Библия).
u Средство спасения? «Наука и религия», 1974, № 9; Человечество
в осадном положении, «Лит.газета», 1974, № 30; Диалог историков,
Переписка А.Т. и Н.Конрада, в кн.: Н.И.Конрад. Избр. труды, М.,
1974; An Historien’s Approach to Religion, L.-N.Y., 1956; проч.
труды Т. указаны в лит-ре о нем.
Арнольд Тойнби “Цивилизация перед судом Истории”. С-Пб. “Ювента”,
“Прогресс”, “Культура”, 1995.
l А р а б - О г л ы Э.А., К критике культурно-историч. концепции
А.Т., «Вестник истории мировой культуры», 1957, № 4; В а с и л е
н к о Л.И., Антропоцентризм и его экологич. критика, ВФ, 1983,
№ 6; К о с м и н с к и й Е.А., Историософия А. Т., «Вопросы
истории», 1957, № 1; Р а ш к о в с к и й Е.Б., Востоковедная
проблематика в культурно-историч. концепции А.Дж.Т., М., 1976; е
г о ж е, Т. о рукотворном мире, «Декоративное искусство»,
1972, № 2; е г о ж е, Арнольд Джозеф Т.: история и культура
в экологич. перспективе, «Народы Азии и Африки», 1979, № 2; С е
м е н о в Ю.Н., Социальная философия А.Т., М., 1980; иностр.
библиогр. приведена в указ. трудах.
|