ДИБЕЛИУС (Dibelius) Мартин
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня * Библия.
ДИБЕЛИУС (Dibelius) Мартин (1883-1947), нем. протестантский исследователь НЗ,
участник экуменич. движения. Род. в Дрездене. Образование получил в Невшателе,
Лейпциге, Тюбингене и Берлине. Преподавал свящ. Писание НЗ в Берлинском (1910-15),
а затем в Гейдельбергском (с 1915 до конца дней) ун-тах. Был руководителем комиссии
«Вера и устройство».
Д. — один из основоположников *«истории форм» школы. Вслед за своим предшественником
по каф. в Гейдельбергском ун-те И.*Вейссом Д. сосредоточил внимание на предыстории
евангельского текста. В 1919 вышла работа Д. «История евангельских форм» («Die
Formgeschichte des Evangeliums», Tub., 1919), в к-рой он изложил свои основные
взгляды и методы. Д. считал, что экзегет должен строго разграничивать историч.,
науч. и богосл. точки зрения. «Они принадлежат двум различным уровням, и чем больше
свободы сохранит ученый, тем больше будет у него возможности выделить и подчеркнуть
с в е р х и с т о р и ч е с к о е содержание Нового Завета». Как историк экзегет
должен считаться с тем фактом, что «свидетельство об Иисусе никогда не существовало
в чистом виде. Когда рассказывали о словах и делах Христа, это обычно было свидетельством
веры, сформулированным ради целей проповеди». Живая проповедь предшествовала Евангелию
как записанному тексту. Поэтому сами Евангелия не были «литературой» в обычном
смысле слова, а фиксацией предания, сохраненного «анонимной массой» верующих.
*Досиноптическая традиция сохранилась, как думал Д., не в виде связного повествования,
а в виде «форм», отдельных сказаний, речений, эпизодов. Эти «единицы предания»
и послужили материалом для *синоптиков, прежде всего для ап. Марка, к-рый положил
начало *жанру Евангелий. По существу, евангелисты были не авторами, а собирателями,
объединителями живших в христ. среде традиций. Задача историка «форм» — рассмотреть
эти традиции, имевшие долгую историю, с тем чтобы дойти до самых истоков. Изучая
«формы», Д. брал каждую из них в изолированном виде и пытался установить ее связь
с *«жизненным контекстом» раннего христианства. Т. о., Д. применил метод *Гункеля
к НЗ. Ему представлялось возможным определить как литературный жанр тех или иных
«форм», так и их связь с жизнью Общины. Однако в отличие от *Бультмана, выступившего
с аналогичными идеями в 1921, Д. не исключал, что «формы» отражают реальные свидетельства
о Христе (хотя и в богословском осмыслении). «Сам тот факт, — писал он, — что
Церковь сохраняла и собирала речения Христа, показывает, что она стремилась согласовать
свою жизнь с Его заветами». В отношении Ев. от Иоанна Д. проявлял большой скептицизм
и считал, что в 4-м Евангелии мы находим только исповедание веры Церкви, а не
подлинные сведения о жизни и учении Христа.
В 50-х гг. взгляды Д. и его сторонников подверглись пересмотру. *Истории редакций»
школа отвергла оценку евангелистов просто как собирателей преданий и показала,
что все они имели собств. богословие (*Борнкам, *Концельманн, *Марксен и др.).
Концепция Д. имеет две слабые стороны. Она не учитывает бережность, с какой Церковь
сохраняла *устную традицию, и ставит досиноптические «формы» в слишком большую
зависимость от обстоятельств, в к-рых протекала жизнь первохрист. Церкви (о чем
мы знаем опять-таки только из НЗ). Кроме того, те немногие десятилетия, к-рые
разделяли Евангелия и события, описанные в них, не дают оснований предполагать
слишком больших изменений в предании. Несомненна прямая связь между палестинским
«жизненным контекстом» и сказаниями евангелистов, в то время как для апостольского
времени связь эта намного слабее (см. ст. Евангелия).
u Список трудов Д. см.: Bibliographia Dibeliana atque Bultmanniana, «Comectanea
neotestamentica», Ed. curavit A. Fridrichsen, t.8, Uppsala, 1944.
l Enc.Kat., t.3, s.1298-99; L i g h t f o o t R.H., History and Interpretation
in the Gospels, L.-N.Y., 1935; *P e r r i n N., What is Redaction criticism?
Phil., 1969; RGG, Bd.2, S.181.
|