ВВЕДЕНСКИЙ Дмитрий Иванович
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВВЕДЕНСКИЙ Дмитрий Иванович (1873-1954), рус. правосл. библеист.
Род. под Москвой, в семье священника. В 1989 окончил МДА и преподавал
в Вифанской ДС (близ Сергиева Посада) курс церк. и библ. истории.
В 1901 защитил магистерскую дисс. «Учение Ветхого Завета о
грехе» (Серг. Пос., 1900) и в 1909 был назначен в МДА на каф. библ.
истории. С 1914 д-р богословия и профессор. После закрытия МДА (1919)
В. преподавал в школах и уч-щах, занимался проблемами народных промыслов.
Жил в Н. Новгороде.
Как подчеркивал *Мышцин, В. в своей диссертации «воздерживался
от догматических и философских умозрений на почве библейской
и не навязывал ветхозаветным представлениям понятий новозаветных
и церковных». Наиболее ценным трудом В. является его исследование
«Патриарх Иосиф и Египет: Опыт соглашения данных Библии и египтологии»
(Серг. Пос., 1914). В вводных главах этой работы В. дал всесторонний
обзор святоотеч. и совр. комментариев к истории Иосифа, поставил
ряд важных проблем (*хронологии, *археологии библейской и др.).
Осн. содержание книги — тщательный экзегетич. анализ библ. сказания
об Иосифе в связи с историей и культурой Египта. В. убедительно
показал, что все, что Библия говорит о стране фараонов, соответствует
картине егип. жизни, как она реконструируется по памятникам и письменным
источникам. По мнению В., время Иосифа падает на эпоху правления
*гиксосов, к-рые происходили из Сирии. Этой даты (ок. 1700 до н.э.)
придерживается и сейчас большинство историков. Что же касается даты
Исхода, то В. отдает предпочтение старой гипотезе (15 в. до н.э.),
хотя уже в год выхода в свет его книги почти все библеисты были
склонны относить его к 13 в. до н.э. В труде В. приведена обширная
библиография и помещено множество великолепных снимков древнеегип.
памятников. В академич. кругах В. считался поверхностным компилятором.
u Библейское повествование о Потопе в его отношении к данным геологии
и преданиям народов, Серг.Пос., 1910; Блуждающая гипотеза (К вопросу
о «панвавилонизме»), Серг. Пос., 1911; Сокровища ветхозав. Храма,
БВ, 1911, № N 11; Авраам и Сарра в стране фараонов, В память
столетия (1814-1914) МДА, Серг. Пос., 1914, ч. 1.
l В о л к о в С., Воспоминания бывшего студента МДА, Загорск,
1965, (Ркп., МДА); Г о л у б ц о в. МДА, т. 2, ч. 4; Г л а г о л
е в А., Рецензия на кн.: Введенский Д. И. Учение ВЗ
о грехе, Труды КДА, 1902, № 4; Отзыв проф. М ы ш ц ы н а
на кн.: Введенский Д. И. Учение ВЗ о грехе, Серг. Пос. (ркп. МДА);
НЭС, т.9; ПБЭ, т. 3, с.242.
|