Борис Михайлович МЕЛИОРАНСКИЙ
Из
лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. СПб.,
1910-13, вып.1-3.
В описи А №172.
Приплетено: он о Болотове.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МЕЛИОРАНСКИЙ Борис Михайлович (1870-1906), рус. правосл. историк.
Род. в Петербурге в семье секретаря ун-та. Окончил С.-Петерб. ун-т
(1892), затем поступил вольнослушателем в СПб.ДА, где его учителями
были *Глубоковский и *Болотов. С 1902 М. состоял проф. церк. истории
в С.-Петерб. ун-те. Это был человек богатых и разносторонних дарований;
круг его интересов включал философию, историю, литературу (им была
даже написана научно-фантастич. повесть). Итогом его непродолжительной,
но плодотворной деятельности явился посмертно изданный труд: «Из
лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви» (СПб.,
1910-13, вып.1-3). В нем автор вводит читателей в свою творческую
лабораторию, обсуждая спорные проблемы и давая оценку работам своих
предшественников.
Начальные главы книги посвящены библ. тематике. М. подвергает критике
гипотезы *тюбингенской школы, *религ.-историч. школы и др. *школ.
Вопреки теориям, преувеличивавшим эллинизацию раннего христианства,
М. считал, что сохранение *хилиазма в первые века Церкви доказывает
влияние первообщины на дальнейшее развитие церк. учения (истоки
самого хилиазма М. видел в апокалиптике *междузаветного периода).
В ряде статей по вопросам НЗ М. дал обобщение наиболее надежных
выводов *исагогики. По его словам, «евангельская история — один
из редких в науке примеров, когда историко-критическое изучение
упорно не идет навстречу скептическим предположениям и взглядам».
u Новооткрытые lТgia 'Ihsoа как историч. источник, ЖМНП, 1897,
№ 12; Вопрос о древности канонических Евангелий, там же, 1898, №
9-10; Христианство, ЭСБЕ, т.37а; Христос, там же; Еврейство в эпоху
Христа и Евангельская проповедь, «Странник», 1909, № 6; Апостольский
век, там же, 1909, № 7; История вероучения до арианства, там же,
1910, № 6; Из посмертных бумаг и записной тетради Б.М., СПб., 1911.
В 1901 г. Мелиоранский защитил магистерскую диссертацию: ""Георгий Кипрянин и Иоанн Иерусалимлянин, два малоизвестных борца за православие в VIII в."". Кроме мелких заметок и обзоров (в журнале ""Византийский Временник""), Мелиоранскому принадлежат статьи: ""К истории противо-церковных движений в Македонии в XIV в."", ""Новооткрытая Logia Ieson (греч.), как исторический источник"", ""Вопрос о древности канонических Евангелий"", ""Несколько слов о рукописях и изданиях писем преподобного Феодора Студита"", ""Из семейной истории аморийской династии"", ""Беседа Григория Нисского на обретение нерукотворенного камулианского образа"" и др. В 82-томном Словаре Брокгауза - Ефрона Мелиоранский поместил несколько статей; значительнейшие из них по объему - ""Разделение церквей"", ""Сектантство"", ""Секуляризация в России"", часть статей ""Христианство"" и ""Христос"". По смерти его изданы 2 выпуска ""Из лекций по истории и вероучению древней христианской церкви"" (Санкт-Петербург, 1910 - 12). - См. ""Церковный Вестник"", 1901, № 24, ""Православный Собеседник"", 1906, т. III.
l В е р х о в с к о й П., Б.М.М., «Византийский временник», 1906,
т.13, № 12; К а р м а н о в Е.А., Памяти церк. историка проф. Б.М.М.,
ЖМП, 1961, № 12; «Церк. Вестник», 1906, № 37.
|