СПАССКИЙ Анатолий Алексеевич
Его: История догматических движений.
Предисловие к книге Гарнака о распространении христианства.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
СПАССКИЙ Анатолий Алексеевич (1866-1916), рус. правосл. историк Церкви
и патролог. Окончил МДА (1890), после чего преподавал в Каменец-Подольской ДС.
С 1893 перешел в МДА. За труд «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского»
(Серг.Пос., 1895) был удостоен степени магистра богословия и получил звание профессора
общей церковн. истории. Редактор «Богословского Вестника» (1898-1911). Одна из
ранних работ С. «Отношение пророков к обрядовому закону Моисея» (ЧОЛДП, 1889,
№ 3) была посвящена острой в то время библ. проблеме. Школа *Велльхаузена, противопоставляя
Пророков и Закон, утверждала, что история ВЗ шла по пути деградации и что дух
*профетизма был вытеснен «религией Торы». С. выступил с критикой этой т. зр. и
показал, что между Пророками и Законом не было непримиримого антагонизма (позднее
к такому же выводу пришли представители *скандинавской библеистики). «С начала
до конца ветхозаветной теократии, – писал С., – пророчество и закон идут рука
об руку, в полном гармоническом согласии, преследуя одну общую цель воспитания
народа и подготовления его к принятию Искупителя, и пришедший Мессия подтвердил
эту гармонию, указавши единогласную цель Закона и Пророков в Своем Лице». Один
из важных вопросов новозав. *исагогики С. рассмотрел в монографии «Св.Иустин и
синоптические Евангелия» (ПО, 1889, № 5-6). В ней он тщательно проанализировал
ссылки *Иустина Философа на апостольские писания о жизни Христа и пришел к выводу,
что святому были известны все три *синоптических Евангелия. С. принадлежит
также сокр. пер. книги *Гарнака о христианском миссионерстве в первые три века
(Харьков, 1907) и исследование о полемике между ранним христианством и язычеством
(«Эллинизм и христианство», Серг.Пос., 1913).
u История догматических движений, Серг.Пос., 1906, т.1.
l Свящ.Л е б е д е в Д., Проф. А.А.С., Серг.Пос., 1916; П о п о
в К., А.А.С., Серг.Пос., 1916; С-ов А., Историк древней Церкви А.А.С., ЖМП,
1964, № 8. |