МЕЙЕР (Meyer) Эдуард
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МЕЙЕР (Meyer) Эдуард (1855-1930), нем. историк и исследователь
НЗ. Проф. древней истории в ун-тах Лейпцига, Бреславля, Галле и
Берлина. Будучи одним из крупнейших специалистов в своей области,
М. подытожил труды неск. поколений ученых в 5-томной «Истории древнего
мира» (1884-1902). Он занимался также проблемами истоков мормонства
и христианства. Являясь «по происхождению протестантом, оторвавшимся
от всякой веры» (о.*Лев Жилле), М. рассматривал религию с т. зр.
позитивизма. Это отразилось в его последней крупной работе «Происхождение
и начальный период христианства» («Ursprung und Anfange des Christentums»,
Stuttg., 1921-23, Bd.1-3). Первый ее том посвящен историко-критич.
вопросам НЗ. Для М. *синоптические Евангелия представляют определ.
историч. ценность. По его мнению, древнейшим из них было Ев. от
Марка, к-рое возникло ок. 65 на основе ранних источников, восходящих
к ап. Петру, *Малого Апокалипсиса и более позднего источника (рассказы
о Страстях). В соответствии с *двух источников теорией М. считает
вторым важнейшим документом *Квелле. М. датирует Мф и Лк 70-80-ми
гг., а Ин — 30-ми гг. 2 в. Второй том содержит краткую историю *Второго
Храма периода и очерк жизни Иисуса Христа. Этот очерк не вносит
ничего существенно нового в интерпретацию, к-рая была принята либеральными
протестантами. Примечательно, что на основании своего опыта исследования
мормонства (начало к-рого хорошо документировано) М. считает неоправданным
отрицание тех или иных свидетельств только потому, что в них есть
рассказы о сверхъестественном. Характеризуя учение Христа, историк
сближает его с фарисейским, но подчеркивает, что «внутренняя свобода
Иисуса» противостояла «формализму и затхлости Закона». Пасхальные
рассказы и начало новой веры М. объясняет «впечатлением, которое
Иисус оставил в простых людях, Его сопровождавших». Третий том посвящен
начальному этапу существования Церкви.
u Die Entstehung des Judentums, Halle, 1896; Der Papyrusfund von
Elephantine, Lpz., 1912; в рус. пер.: История древнеегип. лит-ры,
в кн.: Всеобщая история лит-ры, под ред. В.Ф.Корша, СПб., 1880,
т.1, с.191-135; История ассиро-вавилонской лит-ры, там же, с.236-55;
Экономич. развитие древнего мира, М., 19103; Теоретич. и методологич.
вопросы истории, М., 19112; Библия как историч. источник, ОПЕК,
с.211-19; Рабство в древности, Пг., 19232; Иисус из Назарета, Пг.,
1923 (заключит. глава 2-го тома труда М. о происхождении христианства;
пер., примеч. и послесловие *Жебелева).
l Л и в ш и цГ.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства,
Минск, 1970; П р о т а с о в аС.И., История древнего мира в построении
Эд. Мейера, ВДИ, 1938, № 3; M a r o h lH., Eduard Meyer. Bibliographie,
Stuttg., 1941.
|