ВЕЛТИСТОВ Василий Николаевич
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВЕЛТИСТОВ Василий Николаевич, прот. (1854-1920-е ?), рус. правосл.
церк. писатель. Род. в Костромской губ., в семье причетника. Окончил
МДА, где был оставлен преподавать Свящ. Писание ВЗ. Защитил магистерскую
дисс. на тему «Грех, его происхождение, сущность и следствия: Критико-догматич.
исследование» (М., 1885. Работа отмечена премией им. митр. Макария).
Рукоположен в 1888. Впоследствии В. преподавал богословие на Высших
женских (Бестужевских) курсах, в Павловском ин-те, служил в Исаакиевском
соборе, состоял членом Училищного совета при Свят. Синоде.
Хотя магистерская работа В. формально относится к области догматич.
богословия, она касается и библеистики, т. к. рассматривает учение
Свящ. Писания о происхождении греха (гл. 2-3) и трудный вопрос библ.
демонологии. Отождествляя нахаша-змея (Быт 3) с дьяволом, автор
приводит свидетельства в пользу того, что уже в Моисеево время существовало
понятие о сатане (хотя прямых указаний на него в Пятикнижии нет).
В. ссылается на Азазеля, чье имя появляется в Лев 16:8,10,26 (в
син. пер. «отпущение») и на *апокрифы. В работе приведены разнообразные
мнения отцов Церкви, ученых и философов по рассматриваемому вопросу.
Осн. библ. труд В. — «Песнь Моисея» (ПрТСО, ч. 27, 1881) является
толкованием одного из древнейших произведений свящ. поэзии ВЗ (Втор
32:1-43). Кроме подробной *экзегезы евр. текста Песни, исследование
содержит аргументацию в пользу ее древности, хотя в 19 в. господствовало
мнение, относившее Втор 32 к эпохе пророков. Дискуссия по этому
вопросу не завершена. В частн., *Олбрайт считает, что Песнь Моисея
была написана не позднее 11 в. до н.э. При этом он ссылается на
ее архаический язык. Его оппоненты указывают, что в данном случае
возможна стилизация (как в Авв 3). Так или иначе нет серьезных оснований
отрицать, что Песнь Моисея в устной форме восходит к Моисею (во
Второзаконии сказано, что он «научил» народ петь ее). Поэтому работа
В. сохраняет свою актуальность (см. ст. Песнь Моисея).
u Притча о браке царского сына (Мф 22:1-14), «Прибавление к Цвед»,
1889, № 42; Притча о мытаре и фарисее: (Лк XVIII, 9-14), «СПб. Духовный
вестник», 1895, № 3.
l ПБЭ, т. 3, с.267-71.
|