ТИХОМИРОВ Лев Александрович
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
ТИХОМИРОВ Лев Александрович (1852-1923), рус. обществ. деятель и писатель.
Учился в Моск. ун-те. В 70-х гг. примкнул к революц. движению. Был арестован и
судим на процессе группы народников (1877-78). После отбытия наказания эмигрировал
(1882). Через 6 лет, разочаровавшись в своих взглядах, испросил помилование, вернулся
и стал выступать в печати как монархист. Возвращение к правосл. вере сопровождалось
у Т. эсхатологич. настроениями. Они отразились и в его книге «Апокалиптическое
учение о судьбах и конце мира» (Серг.Пос., 1907). В качестве пособия Т. пользовался
в основном *Оберленом. Он истолковал 7 церквей Откр как символы эпох истории христианства.
Эта, уже не раз высказанная в лит-ре, идея шла вразрез с традицией, установившейся
(после работы *Жданова) в рус. экзегетике. Скончался Т. в Загорске.
l Б е л ы й А., Начало века, М.-Л., 1933; М а е в с к и й Н., Революционер-монархист,
Новый Сад, 1934; СИЭ, т.14; ЭСБЕ, т.33.
Доп.:
Тихомиров Лев Александрович
Родился 19 (31) января 1852 г. в крепости Геленджик.
Будучи студентом Московского университета был членом народнического кружка
"чайковцев". В связи с участием в его деятельности проходил по "процессу
193-х" в 1877 году. С лета 1878 г. - входит в состав партии "Земля и
воля", а с 1879 г. - включен в состав Исполнительного комитета и редакции
партии "Народной воли"; став одним из ведущих идеологов и теоретиков
революционного народничества.
После покушения на Александра II 1 марта 1881 г. - автор знаменитого открытого
письма Исполнительного комитета партии "Народной воли" к Александру
III.
В 1882 г. во время разгрома "Народной воли" Тихомиров бежит за границу,
где вместе П.Л. Лавровым становится во главе редакции "Вестника Народной
воли".
В эмиграции, под воздействием множества факторов объективного и субъективного
характера - (разногласия с соратниками, смерть сына, бездеятельность, бедственное
положение семьи, "обработка" со стороны заграничной агентуры росийской
полиции и т.д.) разочаровался в действенности революции и отказался от своих прежних
взглядов. В качестве акта покаяния перед властью опубликовал в 1889 г. брошюру
"Почему я перестал быть революционером", где призывал "признать
установленную в России власть и, думая об улучшениях, <...> думать о том,
как их сделать с самодержавием, при самодержавии." Помилован, в начале 1890-х
годов вернулся в Россию, где работал в "Московские ведомостях", "Русском
обозрении"и других консервативных изданиях.
Скончался 16 октября 1923 г. в Сергиевом Посаде
|