Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

МУРЕТОВ Митрофан

Муретов М. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885.

Муретов М. Четвероевангелие. Сравнительные особенности канонических евангелий по их содержанию, главным мыслям и изложению. // Богословский вестник, 1899. Т. 1. № 2. С. 155-190.

См. библеисты.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1850-1917), рус. правосл. экзегет и патролог. Род. в Рязанской губ. в семье сел. священника (впоследствии иером. духовника моск. Данилова м-ря). Окончил Рязанскую ДС, поступил в МДА (1873), где еще в студенч. годы специализировался по греч. языку и НЗ. В этот период он написал первый вариант фундаментального труда о *Филоне. Большое влияние на М. оказал *Кудрявцев-Платонов. В 1877 М. окончил МДА и был направлен преподавателем греч. языка в Тамбовскую ДС, но вскоре был переведен в Вифанскую ДС близ Серг.Посада, где вел курс НЗ. Тогда же им была задумана апологетич. работа «Главные типы новейшего отрицания Евангелия». Однако цензура приостановила ее печатание из-за объективного изложения теории *отрицательной критики. Позднее отд. части книги были изданы, но, по словам прот.Флоровского Г., они опоздали на пятнадцать лет. В 1878 М. — приват-доцент МДА по каф. Свящ.Писания НЗ. В 1885 М. получил степень магистра за исследование о Филоне Александрийском, а в 1893 — степень доктора за работу о ветхозав. Храме и был назначен проф. академии. В 1906 он исполнял должность инспектора МДА; в 1910 вышел в отставку, но сохранил связи с академией, продолжая участвовать в ее жизни, читать лекции. Кроме новозав. исследований, М. занимался переводом святоотеч. письменности, составил первое научное жизнеописание прп.*Максима Исповедника. Современники вспоминают о М. как о человеке огромной учености, предельно скромном, всецело погруженном в научную работу. Его заслуги были высоко оценены: он был избран почетным членом СПб.ДА, КДА и Каз.ДА.

В работе «Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе» (М., 1885) М. показал, что взгляды александрийского мыслителя послужили «предуготовлением к христианскому теизму». В то же время он подчеркнул, что сходство между учением о Логосе у Филона и Иоанна Богослова лишь внешнее. «Иоанновская идея самооткровения Божества в Своем Логосе у Филона переходит в пантеистическо-стоическое понятие саморазвития всеобщей субстанции... личность Логоса у него понимается в смысле тварно-служебного духа, удаленного от Божества».

Обширными «пролегоменами» к экзегетич. трудам М., посвященным гл. обр. Евангелию, является цикл его работ по истории новозав. критики. Одной из характерных особенностей этих историографич. обзоров является интеллектуальная честность автора. Напр., подвергая уничтожающей критике «Жизнь Иисуса» *Ренана, он подробно останавливается на ее лит.-художеств. достоинствах. В отличие от мн. зап. авторов М. отчетливо сознавал, что *историческая критика и др. виды критики сами по себе не в состоянии решить вопрос о вере. Он указывал на знаменательный факт, что вера и неверие всегда противостояли друг другу и библ. критика ничего не может изменить. «Как многочисленные и разнообразные возражения против подлинности и достоверности Евангелия нисколько не поколебали веры в него у истинных христиан, так и наоборот — вера в подлинность и достоверность Евангелия совсем не гарантирует веры в само Евангелие». Внутреннее убеждение является первичным. Отрицат. критика берется за свою работу, уже утвердившись в своем отрицании; для христианина же «вера — зерно (горчичное), а наука — разработка уже готовой почвы и уход за уже посеянным зерном-растением».

В плане исагогическом М., отдавая должное различным гипотезам, считал, что наиболее простым и убедительным решением синоптич. проблемы является *взаимозависимости теория. В частн., он подчеркивал важность того факта, что *Евсевий Кесарийский не знал никаких «подлинно-апостольских перво-записей».

Общие очерки о Евангелиях, написанные М., при всей их научно-историч. обоснованности, гл. внимание сосредотачивают на духовно-богосл. содержании НЗ. Его коммент. на *Нагорную проповедь в ст. «Ев. по Матфею» (БВ, 1899, № 4, 5) «по богатству идейного содержания и по возвышенности его стоят многих и стоят несравненно выше многих подобных комментариев» (архиеп.*Иларион Троицкий).

Две работы М. посвятил теме «Иуда предатель» (ПО, 1883, № 8; БВ, 1905, № 7-8, 1906, № 1). Он отверг распространенное мнение, будто мотивом преступления Иуды было только сребролюбие. Причиной трагедии Иуды М. считает «полное разочарование в Иисусе, утрату веры, любви и уважения к Нему, и вообще нравственный перелом во всем внутреннем настроении Иуды по отношению к некогда любимому и уважаемому Учителю». В очерке «Вопрос Крестителя и ответ Господа» (ПО, 1883, № 11) М. приходит к выводу, что «если держаться прямого буквального смысла евангельских повествований, основание вопроса мы должны искать прежде всего в душе самого Иоанна».

Десятки других исследований и статей М. посвятил частным аспектам еванг. истории. Он рассмотрел богосл. смысл родословных списков в Мф и Лк («Родословие Христа», М., 1904), обосновал правильность уточнения даты Рождества, к-рое совершилось за неск. лет до общепринятой христ. эры («В каком году родился Господь наш Иисус Христос», ПрТСО, 1885, ч.35), предложил свою дату появления вифлеемской звезды. В своей работе М. чуждался скороспелых гипотез, предпочитая держаться древнецерк. преданий, к-рые он обосновывал средствами историч. критики.

u Действительность смерти Господа нашего Иисуса Христа, М., 1881; К вопросу о происхождении и взаимном отношении синоптич. Евангелий, ПрТСО, 1881, № 27; Подлинность бесед и речей Господа в четвертом Евангелии, М., 1881; Народоперепись в эпоху рождения Господа, ПрТСО, 1884, № 34; Учение о Логосе у Филона Александрийского и у Иоанна Богослова, в связи с предшествующим историч. развитием идеи о Логосе в греч. философии и иудейской теософии, вып. 1-2, М., 1885; Эйхгорн и его толкование новозав. чудес, ПрТСО, 1884, № 33; Новооткрытый фрагмент из мнимого первоевангелия, М., 1887; Евангелие, ПО, 1890, № 3; Очерки новейшей истории экзегезиса и критики НЗ, БВ, 1892, № 6-9, 12, 1893, № 2, 4, 10, 1894, № 10, 11; Христос как носитель немощей и болезней человечества, БВ, 1900, № 3; Ветхозаветный храм, М., 1890, ч. 1; Notandum (По поводу реферата о новейшей европ. лит-ре по вопросу о ветхозав. храме), БВ, 1893, № 1; Древность предания о погребении Адама на Голгофе, или лобном месте, ЧОЛДП, 1894, № 9; О предположенной справе славяно-русского текста НЗ, БВ, 1892, № 10; Протестантское богословие до появления Страусовой «Жизни Иисуса», Серг.Пос., 1894; Труды св. Ефрема Сирина по толкованию Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета, Серг. Пос., 1895; Апокрифич. переписка ап. Павла с Коринфянами, М., 1896; «Христианин без Христа», М., 1893; Господь Иисус Христос был ли свержен со скалы Назаретянами? БВ, 1897, № 4; Древнеслав. Ев. от Марка, Серг. Пос., 1897; Слав.-рус. перевод НЗ в труде, по преданию усвояемом святителю Алексию, с точек зрения церк.-практич. и науч.-богосл., Серг. Пос., 1898; Чудовская рукопись НЗ, БВ, 1898, № 1; Четвероевангелие, М., 1900; К толкованию текста «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный», Серг. Пос., 1902; Новозав. песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней», Серг. Пос., 1903; Есть ли указание на духовные браки в 1 Кор 7:36-38 и 9:5? БВ, 1903, № 3-4; К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе, БВ, 1903, № 9; Пророчество и языкоговорение как знамение для верующих и неверов, Серг. Пос., 1904; Древнеевр. молитвы под именем ап.Петра, Серг. Пос., 1905; Знание отчасти и самопознание (1 Кор 13:12), БВ, 1905, № 2; Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса», СПб., 1907; Из воспоминаний студента МДА XXXII курса, БВ, 1914-16; Логос как Первосвященник мира, БВ, 1915, № 10-12; Новый Завет как  предмет правосл.-богосл. изучения, Серг. Пос., 1915; Раб Божий, Ис 52:13-53:12, БВ, 1917, № 2-3.

l *Ж д а н о вА.А., Новейший «реставратор» ветхозав. храма, ч. 1-2, Серг. Пос., 1893; архиеп.*И л а р и о н (Троицкий), Проф. М. Д. М., БВ, 1918, № 3-5; архим. (ныне архиеп.) С и м о н (Новиков), Проф. МДА М.Д.М. и его труды по Четвероевангелию, ЖМП, 1972, № 4.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

Номер страницы указан после текста на этой странице

К оглавлению

 

Митрофан Дмитриевич Муретов родился 11 августа 1850 года в семье священника Рязанской епархии. Впоследствии отец Митрофана Дмитриевича был духовником Московского Данилова монастыря. По окончании Скопинского Духовного училища он поступил в Рязанскую Духовную семинарию. Окончил семинарию в 1873 году и поступил в Московскую Духовную Академию. В 1877 году Митрофан Дмитриевич окончил богословское отделение Академии первым студентом и был назначен преподавателем греческого языка в Тамбовскую Духовную семинарию. В том же году его перевели преподавателем греческого языка и Священного Писания в Вифанскую Духовную семинарию. В 1878 году Советом Московской Духовной Академии Митрофан Дмитриевич был избран приват-доцентом по кафедре Священного Писания Нового Завета, и с этого года началась его академическая служба.

В 1885 году за диссертацию «Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии» он был удостоен степени магистра богословия. В 1891 году Митрофан Дмитриевич представил докторскую диссертацию «Ветхозаветный храм. Часть 1. Внешний вид храма». Однако диссертация вызвала

348

 

полемику, и в степени доктора богословия М.Д. Муретов был утвержден только 10 апреля 1893 года, а 1 мая ему было присвоено звание ординарного профессора.

Кроме преподавания Священного Писания Нового Завета Митрофан Дмитриевич с 1885 года читал лекции по французскому языку, а с 1900 по 1902 год — по греческому. С 1906 по 1909 год М.Д. Муретов состоял членом Правления Академии, в 1906 году был избран инспектором.

В 1910 году вышел новый Устав академий, по которому профессорская служба ограничивалась тридцатью годами, и Митрофан Дмитриевич вышел в отставку, но по особому ходатайству Академии ему предоставили право читать лекции, участвовать в заседаниях академического Совета. Этой сверхштатной профессорской службы он не оставил до конца жизни. Современник называет Митрофана Дмитриевича «живой связью молодой Академии с Академией старой, образцом нераздельного служения и преданности науке». Митрофан Дмитриевич прослужил в Академии более тридцати восьми лет, и все эти годы были заполнены учеными трудами. «При устремлении мысли писателя в высокую сферу богословского созерцания и идеологии труды Митрофана Дмитриевича Муретова являются одним из редких исключений в так часто сухой и безжизненной экзегетической литературе. Труды Митрофана Дмитриевича насыщены богословским содержанием. Это их отличительная черта». — писал биограф.

В 1911 году М.Д. Муретов был избран почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение к его тридцатилетней профессорской деятельности и к ученым трудам в области толкования Священного Писания и в переводе святоотеческих творений». Он также был почетным членом Киевской, Казанской и Санкт-Петербургской Духовных Академий.

Среди научных трудов М.Д. Муретова особое место занимает переводческая деятельность. Более двадцати лет он занимался переводами святоотеческих творений, был и неизменным редактором тех переводов, которые печатались при академическом журнале. Переводы Митрофан Дмитриевич снабжал комментариями, которые нередко разрастались в целые экскурсы с истолкованием наиболее трудных

 

349

мест Священного Писания. Перевод иногда делался не только с печатных изданий. Например, при издании перевода жития святого Максима Исповедника М.Д. Муретов использовал греческие рукописи Московской Патриаршей библиотеки.

Митрофан Дмитриевич был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии, изучение славянского текста Священного Писания он считал патриотическим долгом ученых.

«Вся профессорская жизнь Митрофана Дмитриевича была одним непрерывным ученым подвигом, приносившим обильные и полновесные плоды. Ученый труд Митрофан Дмитриевич ценил прежде всего и в других, этот труд желал видеть в основе всей академической жизни». — писал автор некролога. В «Проекте Устава православных духовных академий» он изобразил свой идеал академического строя. Больше всего Митрофана Дмитриевича привлекала система специализации и свободы научных занятий. «Именно эти идеалы образовали из него неустанного ученого труженика, так много сделавшего для науки, что имени его не забудут все, кому дороги и близки интересы православной богословской науки».

Митрофан Дмитриевич Муретов скончался 11 марта 1917 года и был погребен на академическом кладбище.

Печатные труды

979.  Апокрифическая переписка Апостола Павла с коринфянами. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896. — 58, LIV с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1896.

980. Бог-Слово и Воскресение Христово: (Краткое объяснение Пасхального Евангелия: Иоанна 1,  1—18). — М.: Унив. тип., 1903. — 28 с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1903. — № 4.

981.  В каком году родился Господь наш Иисус Христос? // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — М., 1885. — Ч. 35.— С. 269—314.

982.  Ветхозаветный храм: 4.1. — М.: Унив. тип., 1890. Ч. 1: Внешний вид храма. — 1890. — 506, 7 с.

350

983. Виктор Михайлович Васнецов — почетный член Московской Духовной Академии // Богослов, вестник. — 1915. — Ч. 4.

984.  Вопрос Крестителя и ответ Господа // Правосл. обозрение. — 1883. — Нояб. — С. 401—452.

985.  Гегельянство, новая Ортодоксия и предшественники Штраусса // Богослов, вестник. — 1892. — Сент. — С. 319—360.

986. Герменевтическая теория Канта // Богослов, вестник. — 1892. — Т. 3. — С. 58—76.

987. Господь Иисус Христос был ли свержен со скалы назаре-тянамй? // Богослов, вестник. — 1897. —Апр. —С. 92—105.

988. Действительность смерти Господа нашего Иисуса Христа. _ м.: Унив. тип., Ценз. 1881. — Из: Правосл. обозрение. — 1881.—Апр.—С. 667—698.

989. Домоправитель неправды (Лк. 16, 1—15).—М.: Унив. тип., 1890. — 32 с.

990. Древнееврейские молитвы под именем Апостола Петра с приложениями: «О литературных особенностях творений Апостола Петра» и «О значении термина Katholikos». — Сергиев Посад: Свя-то-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1905. —4, 170 с.

991. Древнеславянское Евангелие от Марка: Поправки, дополнения и замечания к труду проф. Г.А. Воскресенского о древнесла-вянском тексте Евангелия от Марка. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1897. — 54, 22 с.

992. Древность предания о погребении Адама на Голгофе или Лобном месте // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1894. — № 9.

993.  Евангелие по Матфею // Богослов, вестник. — 1899. — Февр. — С. 155—191, Апр. — С. 511—540, Май. — С. 1—29.

994.  Евсевий Памфил: (Возражения на книгу Н. Розанова: Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1880): Сказано на публичном диспуте в Московской Духовной Академии 2 окт. с. г.). — М.: Унив. тип., Ценз. 1881. — 68 с.

995.  Есть ли указание на духовные браки в 1 Кор. 7, 36—38 и 9, 5 // Богослов, вестник. —1903. — Июль — авг. — С. 376—392, 633—655.

351

996.  Житие и деятельность, а также отрывочный рассказ о некоторых чудесах св. отца нашего архиепископа Климента Болгарского // Богослов, вестник. — 1913. — Июль. — С. 428—454.

997. Звезда волхвов // Правосл. обозрение. — 1884. — Май. — . С. 282—323.

998.  Знание отчасти и самопознание (1 Кор. 13, 12) // Бого-* слов, вестник. — 1905. — Февр. — С. 296—310.

999.  Из воспоминаний студента Московской Духовной Академии XXXII курса // Богослов, вестник. — 1914. —Дек.

1000.  Иерусалимский храм Соломона. — М., 1890. — 232 с. — Авт. установлен по оглавлению журн. — Прил. к журн. «Правосл. обозрение».

1001.  Иуда предатель: Его образ по сказанию Евангелистов с защитою сих сказаний // Богослов, вестник. — 1905. — Т. 2. — С. 539—559; Т. 3. — С. 39—68; 1906.—Т. 1.—С. 32—68, 246—262; 1907.—Т. 3. —С. 723—754; 1908, Т. 1, —С. 1—51.

1002.  К вопросу о происхождении и взаимном отношении синоптических Евангелий // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1881. — Ч. 27. — С. 205—241.

1003.  К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе // Богослов, вестник. — 1903. — Сент. — С. 77—87.

1004.  К толкованию текста «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103, 4). — Сергиев Посад, 1902.

1005. Критика и критиканство: (Заметки на отзыв о моей книге «Ветхозаветный храм»). — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892.

1006.  Критические заметки на книгу проф. Мищенко: Речи Апостола Петра в Книге Деяний Апостольских: С приложением. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры,  1911. — 78 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1911.

1007.  Логос в сочинениях Филона Александрийского // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — М.,  1883. — Ч. 31—32.

1008. Народоперепись в эпоху рождения Господа // Богослов, вестник. — 1897. — Апр. — С. 92—105.

352

1009. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней»: Актовая речь. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1903. — 92 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1903.

1010.  Новооткрытый фрагмент из мнимого Первоевангелия: (К вопросу о происхождении и взаимном отношении синоптических Евангелий). — М.: Тип. Волчанинова, 1887. — 40 с.

1011.  Новый Завет как предмет православно-богословского изучения. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1915.— 74 с.

1012. О предложенной справе славяно-русского текста Нового Завета. — М.: Тип. Снегиревой, 1892. — 14 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1892. — № 10.

1013. Отношения христиан к мирской власти // Богослов, вестник. — 1911. — Июль — авг. — С. 467—492.

1014. Отзыв о переводе песней Св. Романа проф. П.И. Цветковым. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1903. — 39 с.

1015.  Очерки из новейшей истории экзегезиса // Богослов, вестник. — 1893. — Июнь — сент.

1016. Подлинность бесед и речей Господа в четвертом Евангелии: Критико-исагогический очерк. — М.: Унив. тип., 1881. — 72 с.

1017.  Проект Устава православных Духовных Академий. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1906. — 44 с.

1018. Пророчество и языкоговорение (глоссолалия) как знамение для верующих и Неверов // Богослов, вестник. — 1904. — Т. 2. — С. 496—520.

1019.  Протестантское богословие до появления Штраусовой «Жизни Иисуса»: (Общая характеристика). — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. — 118 с. (Очерки из новейшей истории экзегезиса и критики Нового Завета). — Отт. из: Богослов, вестник. — 1892—1894.

1020.  Протоиерей Сергей Константинович Смирнов, профессор, инспектор и ректор Имп. Московской Духовной Академии. — Сергиев Посад: Тип. Иванова, 1914. — 138, 2 с, 1 л. портр.

 

353

1021.  Раб Божий (Ис. 50, 52) // Богослов, вестник. —1917. — Янв. — март.

1022. Родословие Христа: Экзегетическое исследование. — М.: Унив. тип., 1904. — 140 с.

1023. Славяно-русский перевод Нового Завета в труде, по преданию усвояемом святителю Алексию, митрополиту Киево-Москов-скому и Всероссийскому, с точек зрения церковно-практической и научно-богословской. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1898.— 120, 138 с.

1024.  Святитель Филарет Московский в письмах к Степану Дмитриевичу Нечаеву // Богослов, вестник. — 1893. — Февр. — С. 317—335.

1025.  Труды св. Ефрема Сирина по толкованию Священного Писания Ветхого и Нового Завета: (Предисл. к 7-й части Творений св. Ефрема Сирина в рус. пер.). — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, Ценз. 1895. — 6 с.

1026.  Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии: Исследование Митрофана Муретова: Вып. 1—2. — М.: Тип. Волчанино-ва, 1885. — XXXVI, 276 с.

То же // Прибавления к изд Творений св. Отцев в рус. пер. — 1881. — Ч. 28; 1882. — Ч. 29.

1027.  Философия Филона р. тександрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе.— М.: Унив. тип., 1885. — 6, 179 с.

1028. Христианин без Христа: [Л.Н. Толстой]. — М.: Унив. тип., 1893.— 16 с.

1029. Христианский брак и Церковь: Речь на Акте Московской Духовной Академии 1 окт. 1916 г. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1916 (обл. 1917). — 52 с.

1030. Христос как носитель немощей и болезней человечества: Мф. 8, 1—12 // Богослов, вестник. — 1900. — Март. —С. 403—450.

1031. Церковно-практическое и научно-богословское значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия,

354

митрополита Киево-Московского и Всероссийского // Богослов, вестник. — 1897. — Нояб. — дек. — С. 177—199, 375—414.

1032. Четвероевангелие: Сравнительные особенности канонических Евангелий по их содержанию, главным мыслям и изложению. — 2-е изд., испр. и доп. — Сергиев Посад, 1915. — 39 с.

1033. Чудовская рукопись Нового Завета принадлежит ли св. Алексию, митрополиту Московскому: (По поводу мнения проф. А.И. Соболевского) // Богослов, вестник. — 1898. —Т. 1. — С. 1—25.

1034.  Эйхгорн и его толкование новозаветных чудес // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1884. — Ч. 33.

1035.  Экзегеты-филологи и Шлейермахер //Богослов, вестник.— 1892.—Т. 8.— С. 141—170.

1036.  Эрнст Ренан и его «Жизнь Иисуса»: (Характеристика, изложение и критика). — М.: Тип. Снегиревой, 1892. — 188 с. — Отт. из: Богослов, вестник.

То же. — СПб.: Тип. Монтвида,  1907 (обл.  1908). — 111, 428 с. — Прил. к журн. «Странник».

Переводы

1037. Слова и Беседы св. Астерия Амасийского / Пер. с греч. с примеч. // Богослов, вестник, 1892. —Т. 1. — С. 1—18, 457—484; Т. 2.—С. 379—412; 1893.—Т. 1. —С. 1—17; Т. 2.—С. 383—395; Т. 4.— С. 1—17; 1894.—Т. 1. —С. 1—14; Т. 2.— С. 169—182.

1038.  Святого отца нашего Ефрема Сирина Толкование на Послания св. Апостола Павла / Предисл., пер. и примеч. // Творения св. Отцев в рус. пер., издаваемые при Моск. Духов. Акад. — Т. 60. — Сергиев Посад, 1895.

1039.  Святого отца нашего Ефрема Сирина Толкование на Четвероевангелие / Предисл., пер. и примеч. // Творения св. Отцев в рус. пер., издаваемые при Моск. Духов. Акад. —Т. 61. — Сергиев Посад, 1896.

1040. Святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Творения: Ч. 9—10 / Пер. и примеч. // Творения св. Отцев в рус. пер., издаваемые при Моск. Духов. Акад. —Т. 66. — Сергиев Посад, 1898.

 

355

1041. Святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Толкования на Евангелие от Иоанна / Пер. и примеч. // Богослов, вестник. — 1902. — Т. 1. — С. 1—32, Т. 2. — С. 33—64, Т. 3. —С. 65—112; 1903.—Т. 1. —С. 113—144, Т. 2.— С. 145—176, Т. 3. — С. 177—208.

1042. Святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Толкование на пророка Аггея / Пер. и примеч. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1897. — 46 с.

1043. Святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Толкования на пророка Малахию / Пер. и примеч. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1898. —104 с.

1044.  Творения святого отца нашего Максима Исповедника. — Сергиев Посад, 1915.

Литература о жизни и деятельности

1045.  Виноградов Н.И. «Звезда волхвов». Критич. обозрение статьи М.Д. Муретова. — М., 1885.

1046. Виноградов Н.И. Отповедь на отзыв М.Д. Муретова «Конечные судьбы мира и человека». — М., 1888.

1047.  Жданов А.А. (1860—1909). Новейший реставратор ветхозаветного храма. — Сергиев Посад, 1893.

1048.  Профессор М.Д. Муретов // Богослов, вестник. — 1918. — Март. — С. 145—168.

1049.  Симон (Новиков), архим. Профессор Московской Духовной Академии М.Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию // Журнал Моск. Патриархии. — 1972. — № 4.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова