Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

КОРНИЛЬ (Cornill) Карл

См. библеисты.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня - К указателю по Новому Завету в целом. - Библия.

КОРСУНСКИЙ Иван Николаевич (1849-99), рус. правосл. историк и библеист. Род. в семье бедного псаломщика Тульской губ. Окончил МДА (1874). Преподавал греч. язык в Тульском духовном училище, а с 1879 перешел в МДА на должность библиотекаря. Там он составил и частично опубликовал систематич. каталог книг по богословию, имевшихся в б-ке Академии. С 1884, вскоре после защиты магистерской дисс., К. был избран доцентом по кафедре греч. языка; с 1891 профессор. Интересы ученого были весьма разнообразны; он занимался рус. историей, историей Церкви, филологией, вопросами библиографии. К. деятельно участвовал в жизни академии, в различных обществ. учреждениях, в т. ч. благотворительных.

Магистерская работа К. «Иудейское толкование ВЗ» (М., 1882) посвящена характеристике *иудейской и иудаистской экзегезы *междузаветного периода и первых веков н.э. Исследователь ограничился сопоставлением *александрийской школы и палестинской школы *раввинистич. экзегезы. Развитием этого труда явилась кн. К. «Новозаветное толкование ВЗ» (М., 1885). В ней дан краткий обзор раннехрист. *школ толкования и последовательно прослеживаются методы комментирования ВЗ, начиная с первых гл. кн. Бытия, у апостолов и отцов Церкви. Рассматривая *аллегорический метод толкования как крайность, К. в то же время подчеркивал, что эта «крайность чисто церковного направления». Исторически-буквальное толкование *антиохийской школы К. считал «более опасным для Церкви». Сам автор отдавал предпочтение прообразовательному способу понимания ВЗ.

Докторская дисс. К. имела библейско-филологич. направленность («Перевод LXX. Его значение в истории греч. языка и словесности», Серг. Пос., 1898). Кроме того, К. написал ряд статей на библ. темы и переводил св. отцов на рус. язык.

u Иудейское толкование ВЗ, М., 1882; Новозаветное толкование ВЗ, М., 1885; Перевод LXX. Его значение в истории греч. языка и словесности, Серг.Пос., 1897; Критич. рассмотрение особенных более важных случаев новозав. цитации и толкования в опровержении воззрений теории аккомодации, ЧОЛДП, 1879, № 3; О подвигах Филарета, митр. Московского, в деле перевода Библии на рус. язык (из «Сб. по случаю столетнего юбилея со дня рождения митр. Филарета», т.2), М., 1883; Труды МДА по пер. Свящ. Писания и Творений св.Отцов на рус. язык за 75 лет ее существования, ПрТСО, 1889, т.44; Как понимать изречение псалма XXVI «Приложи им зла, Господи, приложи зла сильным земли», читаемое на великопостной утрени, БВ, 1902, № 11.

l К о л о с о в Н., Проф. И.Н.К., в кн.: У Троицы в Академии (1814-1914), М., 1914; И.Н.К., «Церковные Ведомости», 1899, № 51-52; О с т р о у м о в И., Редкий человек, М., 1900; Памяти И.Н.К., Серг.Пос., 1900.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

Номер страницы указан после текста на этой странице

К оглавлению

Корсунский Иван Николаевич (1849—1899)

Иван Николаевич Корсунский родился в 1849 году в семье псаломщика одного из сельских приходов Тульской епархии. В 1870 году, по окончании Тульской Духовной семинарии, как лучший ученик был отправлен на казенный счет в Московскую Духовную Академию. В 1874 году он окончил Академию и был назначен преподавателем греческого языка в Тульское Духовное училище, а в 1876 году — смотрителем училища. В 1879 году Иван Николаевич перешел в Московскую Духовную Академию на должность библиотекаря. Вскоре он стал заниматься описанием книг академической библиотеки. В 1882 году вышел первый выпуск «Систематического каталога книг Библиотеки Московской Духовной Академии», а вскоре — еще четыре выпуска, которые содержали сведения о книгах на русском, греческом, латинском, немецком, французском и других языках, издававшихся с XVI века. Многотомные издания включали содержание, к каждому тому прилагался образцово составленный указатель. Иван Николаевич великолепно знал состав библиотеки, и его даже называли «ходячей библиотекой».

В 1879 году И.Н. Корсунский завершил диссертацию «Иудейское толкование Ветхого Завета. Опыт исследования в области истории толкования Ветхого Завета в период Новозаветный» и был утвержден в степени магистра богосло-

310

вия. В 1880 году он был утвержден приват-доцентом по кафедре греческого языка, а в 1884 году избран доцентом и оставил должность библиотекаря. В 1898 году по представлении докторской диссертации «Перевод LXX, его значение 9 истории греческого языка и словесности» Ивану Николаевичу было присуждено звание ординарного профессора. Этот труд Ивана Николаевича «имеет важное значение как для истории греческого языка, так и для Библейской текстуальной критики», отмечалось в журнале Совета Московской Духовной Академии.

Интересы ученого были весьма разнообразны: он занимался историей Церкви, филологией, участвовал в переводе Творений святых Отцев на русский язык. Он начал готовить к публикации «Словарь перевода LXX с церковно-славянски-ми и русскими значениями слов и с подразделением его на отделы по употреблению этих слов в памятниках языческой и церковной письменности», однако труд остался незавершенным. За исследование «Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания Древней Греции» Иван Николаевич был удостоен премии митрополита Мака-рия.

Другая часть литературного наследия Ивана Николаевича Корсунского — биографии выдающихся иерархов новейшего периода. «В духовной журналистике они создали для него в некотором смысле особое положение специального обозревателя жизни наиболее замечательных иерархов». — писал биограф. «Плутархом русской церковной иерархии за новейший период» называл его обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. «Искренний сын Русской Церкви, Иван Николаевич глубоко чтил ее иерархов, с почтением изучал их деятельность, тщательно собирал о них справки... Эти труды дают ценную и поучительную для православного читателя галерею пастырей Русской Церкви». — писал А. Спасский. Труд Ивана Николаевича «О подвигах Филарета, митрополита Московского, в деле перевода Библии на русской язык» был удостоен Макарьевской премии, а труд «Святитель Филарет, митрополит Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям, в связи с событиями и обстоятельствами того времени» удостоился Уваров-

311

ской премии. По отзыву современника, «этот огромный труд в 1053 страницы — по обилию материала, собранного в нем. — единственный в нашей литературе о митрополите Филарете». И.Н. Корсунский откорректировал громадное четырехтомное описание рукописей графа А.С. Уварова, составленное наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Леонидом (Кавелиным).

Иван Николаевич Корсунский был членом Общества любителей древнерусской письменности, членом-корреспондентом Московского библиографического кружка, членом-корреспондентом Императорского археологического общества. В Московской Духовной Академии была учреждена специальная премия его имени «за лучшие кандидатские сочинения по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, греческому языку и его словесности, русской церковной истории или русской библиографии».

Благотворительность составляла «существенную стихию жизни Ивана Николаевича, как ученая и литературная деятельность». Он был казначеем в Братстве Преподобного Сергия при Академии, председателем Общества Преподобных Сергия и Никона для бедных жителей Сергиева Посада, членом Совета Александро-Мариинского дома призрения, секретарем Общества Красного Креста, членом Общества спасения на водах.

Отдельные архивные материалы И.Н. Корсунского находятся в архиве Московской Духовной Академии, хранящемся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 172.

Непрерывные напряженные труды подорвали здоровье Ивана Николаевича, и у него открылась чахотка. Иван Николаевич Корсунский скончался 10 декабря 1899 года. Академия и весь город провожали его в последний путь. Во время заупокойной литургии и погребения было произнесено пятнадцать речей, два студента посвятили Ивану Николаевичу стихотворения.

Печатные труды

729. Архимандрит Григорий, инспектор Московской Духовной Академии // Богослов, вестник. — 1893. — Дек. — С. 556—565.

312

730. Братство преподобного Сергия при Московской Духовной Академии: (По поводу годичного собрания). — М.: Тип. Снегиревой, 1894. — 7 с. —Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей / И.Ф. Масанов — М., 1957. —Т. 2. — С. 9.

731. Воссоединение униатов и Филарет, митрополит Московский. __[М., 1889]. — 88 с. — Отт. из: Прибавления к изд. Творений

св. Отцев в рус. пер. — 1889. — Ч. 44.

То же. — М.: Тип. Волчанинова, [1889]. — 88 с.

732. Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Литовский: (Некролог). — [М., 1891]. — 13 с.

733. Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский: По случаю 50-летнего юбилея его священства. — М.: Унив. тип., 1898. — 50 с, 1 л. портр.

734. Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Казанский: (К 20-летию со дня кончины) // Вера и Церковь. — 1899. —Т. 2, кн. 9.—С. 590—628.

735. Высокопреосвященный архиепископ Иосиф, бывший Воронежский: (Некролог). — М.: Унив. тип., [1892]. — 13 с.

736.  Высокопреосвященный Исидор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский: (Некролог). — М., 1893. — 65 с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1893.

737.  Высокопреосвященный Леонтий, митрополит Московский. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1893. — 30 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1893.

738.  Высокопреосвященный Михаил, митрополит Сербский: (Некролог). — М.: Унив. тип., 1898. — 23 с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1898.

739. Высокопреосвященный Никандр, архиепископ Тульский: (Некролог). — М.: Унив. тип., 1893. —Отт. из: Богослов, вестник. — 1893.

740.  Высокопреосвященный Никанор, архиепископ Херсонский: (Некролог). — М.: Унив. тип., 1891. — 19 с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1891.

741.  Высокопреосвященный Платон, митрополит Киевский: (Некролог). — М.: Унив. тип., [1891]. — 19 с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1891.

313

742. Высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской: [Некролог]. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896. — Отт. из: Богослов, вестник, -г- 1896.

743.  Высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской и его значение для науки, особенно археологии и истории. — М.: Тип. Лисснера и Гешеля, 1898. — 21с.

744.  Высокопреосвященный Сергий, митрополит Московский. — М.: Унив. тип., 1899. — 136 с, 1 л. портр.

745.  Высокопреосвященный Сергий, митрополит Московский // Богослов, вестник. — 1898. — Февр. — С. 242—259.

То же. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1898. — 18 с.

746.  Высокопреосвященный Сергий, митрополит Московский. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1901. — VI, 141 с.,1 л. портр.

747.  Государственное значение церковно-приходской школы. — М.: Тип. Снегиревых, 1888. — 90 с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1888.

748.  Граф Михаил Владимирович Толстой. —• Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревых, 1896. — 33 с.

749. Граф М.В. Толстой, почетный член Московской Духовной Академии // Богослов, вестник. — 1896. — Март. — С. 452—474.

750.  Граф Михаил Владимирович Толстой и его значение для археологии. — М.: Тип. Лисснера и Гешеля, 1898. — 16 с. — Из  сб.:   Памяти  архиепископа  Саввы,   епископа Амфило-хия, проф. А.И. Павинского и гр. М.В. Толстого. — М., 1898. — С. 64—79.

751. Два иностранных писателя XVIII века в области истории Русской Церкви // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1881. — Июнь. — С. 679—692.

752.  Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности профессора А.П. Лебедева (1870—1895). — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895. — 20 с. — Список соч. проф. А.П. Лебедева с отзывами: с. 5—20. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1895.

753. Диспуты магистерские В.Ф. Кипарисова, И.Н. Корсунско-го // Правосл. обозрение. — 1883. — № 10. — С. 361—368.

314

754.  Документы из истории изучения святоотеческих творений в Московской Духовной Академии // Богослов, вестник. — 1893.—Дек.—С. 1—37.

755.  Н.С. Дружинин: 50 лет служебной деятельности. — [М.,

1894]. —11с.

То же. — Тула. 1894. — 11 с.

756. Значение святых Кирилла и Мефодия как учителей народа русского: (Читано в торжественном собрании Об-ва любителей духов, просвещения 7 апр. 1885 г.). — М.: Тип. Снегирева, 1885. — 50 с.

757.  Зосимина Пустынь Александровского уезда Владимирской епархии: Исторический очерк и описание Пустыни. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895. — 56 с.

758. Из церковной жизни Православного Востока. 1. Евхаристический конгресс римских католиков в Иерусалиме. 2. Церковь Иерусалимская. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. — 54 с.

То же // Богослов, вестник. — 1893. — Июль — авг.; 1894. — Март, июль.

759. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. — Харьков: Тип. Губ. правя.,  1898. — 147 с. — Отт. из: Вера и разум. — 1898.

760.  Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, в его отношении к Московской Духовной Академии: К 100-летию со дня его рождения, 26 авг. 1797—1897. — М., Ценз. 1897. — 49 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1897.

761. Иудейское толкование Ветхого Завета. — М.: Тип. Лаврова, 1882.— 11,259 с.

762. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской Духовной Академии: Наиболее выдающиеся труды и труженики в области изучения этого предмета: Переводы святоотеческих творений: Митрополит Московский Филарет, архимандрит Поликарп, профессор протоиерей П.С. Делицын. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. — 72, XXXVII с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1893.

763. К 50-летию воссоединения западно-русских униатов с Православною Церковью // Церков. ведомости. — 1889. — № 13. — С. 356—366; № 17. — С. 456—463.

315

764. Как понимать изречение Исайи 25, 15: «Приложи им зла. Господи, приложи зла сильным Земли», читаемое на великопостной утрени: (Из посмертных бумаг) // Богослов, вестник. — 1902. — Нояб. — С. 359—364.

765. Критическое рассмотрение особенных более важных случаев новозаветной цитации и толкования, в опровержение воззрений теории аккомодации // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1879.

766.  Кудрявцев Виктор Дмитриевич: Некролог. — М.: Унив. тип., 1892. — 33 с. — Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей / И.Ф. Масанов — М., 1957. —Т. 2. — С. 29.

767.  Магистерский диспут в Московской Духовной Академии 2 апр. 1880 г. — М.: Тип. Снегирева, 1880. — 27 с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1880.

768.  Наместник Сергиевой Лавры архимандрит Леонид: (Некролог). - - М.: Унив. тип., 1892. — 30 с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1891—1892.

769. Наречение и хиротония ректора Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии // Богослов, вестникг — 1899. — Март. — С. 471—495.

770. Новая реформа крестьянского самоуправления. — М.: Тип. Снегиревой, 1891. — 26 с.

771. Новозаветное толкование Ветхого Завета. — М.: Тип. Снегирева, 1885. — III. 327 с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1879—1884.

772. Новые труды в области Палестиноведения: (По описанию Иерусалимской Патриаршей библиотеки). — М.: Тип. Снегиревой, 1892. — 19 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1892.

773. Отношение в Бозе почившего отца архимандрита Леонида (Кавелина) к Святогробскому братству. — М.: Унив. тип., [1891]. — 8 с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1891.

774.  Отчет о докторском диспуте, происходившем в Московской Духовной Академии 16 дек.  1880 г. — М.: Тип. Снегирева, [1881]. — 21с. — Отт. из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1880.

316

775.  Памяти П.А. Мухановой. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, Ценз. 1895. — 9 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1895.

776. Перевод LXX: Его значение в истории греческого языка и словесности. — [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1897. — 644, XII с. — Библиогр. во введ.

777.  Покров милости Божией над Лаврою преподобного Сергия и Сергеевым Посадом во время губительных болезней. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892. — 35 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1892.

778.  Покровская церковь Московской Духовной Академии. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, Ценз. 1898. — 27 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1898.

779. Правила ведения классного дела в Александро-Мариинс-ком доме призрения: Составлено на основании некоторых распоряжений Учебного комитета при Св. Синоде по учебно-воспитательной части, применительно к Уставу Дома призрения и ввиду общих педагогических соображений. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895. — 4 с. — Описано по обл.

780.  Протоиерей A.M. Иванцов-Платонов. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. — 16 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1894.

781. Протоиерей А.П. Лебедев // Богослов, вестник. — 1898. — Апр.—С. 81—90.

782.  Протоиерей Иоанн Николаевич Рождественский: Некролог. — М.: Унив. тип., 1894. — 29 с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1894.

783.  Протоиерей П.А. Преображенский: Почетный член Московской Духовной Академии. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1893.— 11с. — Отг. из: Богослов, вестник.—Июль.—С. 139— 149.

784.  Протоиерей Сергей Константинович Смирнов, бывший ректор Московской Духовной Академии. — М.: Тип. Волчанинова, 1889.—61с.

785.  Профессор В.Ф. Кипарисов // Богослов, вестник. — 1899. — Февр. — С. 253---266.

786. Профессор Н.В. Потапов: Некролог. — [М., 1890]. — 35 с.

317

787. Раненбургская Петропавловская Пустынь. — Рязань: Тип. Братства св. Василия, 1896. — 98 с.

То же. — 2-е изд. — Раненбург: Паровая тип. Оловникова, 1907.— 97с, 1л. ил.

788.  Ректор Московской Духовной Академии преосвященный Арсений, епископ Волоколамский: Наречение и хиротония его во епископа и прибытие в Сергиеву Лавру и Академию. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1899. — 25 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1899.

789.  Речи ректора Академии архимандрита Лаврентия, профессоров Соколова и И.Н. Корсунского и студента Н.Ф. Добротина при погребении почетного члена Академии графа М.В. Толстого // Богослов, вестник. — 1896. — Март. — С. 474—483.

790. Русская благотворительность: Филарет, митрополит Московский и Ф.П. Гааз. — М.: Тип. Снегиревой, 1893. — 39 с. — Отт. из: Детская помощь. — 1893.

791. Саввин Сторожевский Звенигородский монастырь. — М.: Унив. тип., 1898. — 16 с, 1 л. ил. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1898.

792.  Систематический каталог книг библиотеки Московской Духовной Академии: Т. 1—5.—М., 1881—1910.

793. Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания Древней Греции. — Харьков: Тип. Губ. правл., 1890.—431 с.

794. Теория аккомодации в отношении к вопросу о Новозаветном толковании Ветхого Завета // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1877.

795. Труды Московской Духовной Академии по переводу Священного Писания и Творений св. Отцев за 75 лет (1814—1889) ее существования // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер.— 1889. — Ч. 44.

796.  Учение Аристотеля и его школы (перипатетической) о Боге. —Харьков: Тип. Губ. правл., 1891. — 193 с. — Отт. из: Вера и разум. — 1890—1891.

797. Учение врача Иппократа и его школы о Боге. —Харьков: Тип. Губ. правл., [1894J. — 33 с. — Отт. из: Вера и разум. — 1894.

318

Литература о жизни и деятельности

798. Колосов Н., свящ. Профессор Иван Николаевич Корсунс-кий / У Троицы в Академии. — М., 1914. — С. 722—724.

799. Остроумов Н.И. Редкий человек. О профессоре Московской Духовной Академии Иване Николаевиче Корсунском. — М.: Унив. тип., 1900. — 9 с, 1л. портр.

800.  Памяти почивших наставников. К 100-летнему юбилею Московской Духовной Академии. — Сергиев Посад, 1915.

801. Смирнов Н. Профессор И.Н. Корсунский. —Тула, 1900.

802.  Спасский А.А. Памяти профессора И.Н. Корсунского. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Лавры, 1900. — 56 с, 1 л. портр.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова