ВЕЛЛЬХАУЗЕН, Велльгаузен (Wellhausen) Юлиус
См. библеисты.
Велльгаузен Ю. Израильско-иудейская религия. Из истории раннего христианства. М., 1907. С. 1-58.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВЕЛЛЬХАУЗЕН, Велльгаузен (Wellhausen) Юлиус (1844-1918), нем. востоковед
и исследователь Библии.
Род. в Хамельне, в семье пастора. Формирование В. как ученого происходило
в эпоху первых триумфов эволюционизма, к-рый из биологии стал проникать
в историографию. Избрав предметом своих занятий библ. историю, В.
поступил на теологич. ф-т Геттингенского ун-та (его учителем был
*Эвальд). Немалое влияние на В. оказала философия *Гегеля. В. воспринял
гегелевскую идею развития через труды *Фатке, к-рый, по мнению самого
В., «внес наибольший вклад в понимание истории Израиля». По окончании
учебы В. в 1870-1872 преподавал в Геттингене, а в 1872-1882 состоял
проф. богословия в Грайфсвальдском ун-те. В эти годы выходят наиболее
важные труды В. по библеистике. Преподавание в Грайфсвальде велось
с позиций *либерально-протестантской школы экзегезы, но в своих
выводах он оказался более радикальным. Для него библ. история качественно
не отличалась от истории других религий, а Библия представлялась
ему не боговдохновенным Писанием, а просто памятником религ. мысли.
В связи с этим В. направил письмо министру просвещения Пруссии с
просьбой освободить его от должности проф. богословия. Он заявил,
что не подходит для роли воспитателя евангелич. пасторов. «При всей
сдержанности с моей стороны, — писал В., — я могу лишь помешать
подготовке моих слушателей к их будущей деятельности». Прошение
В. было удовлетворено. Он стал преподавателем вост. языков в Галле
(1882-85) и Марбурге (1885-92), а затем вернулся в Геттинген, где
работал до 1913.
Принято говорить, что В. совершил «коперниканский переворот» в
библеистике, выдвинув *четырех источников Пятикнижия теорию. Однако
он имел мн. предшественников — от философа-пантеиста *Спинозы (17
в.) и католич. монаха *Симона Р. (18 в.) до своих старших современников
— Фатке, *Рейсса, *Н‰льдеке и *Графа. Заслуга В. заключалась
еще и в том, что его книги написаны ясным языком, его теоретич.
построения отличает ясность и вообще на всем творчестве лежит печать
незаурядного таланта. Популярные авторефераты В. и бесчисл. публикации
его последователей сделали его имя широко известным вне науч. кругов
и дали теории имя «Велльхаузеновская» (хотя иногда ее называют теорией
«Графа-В.»).
Суть своей концепции В. изложил в первой части кн. «История Израиля»
(«Geschichte Israels», Bd.1-2, B., 1878), к-рая стала потом выходить
отдельно («Prolegomena zur Geschichte Israels», B., 18832;
рус. пер.: «Введение в историю Израиля», СПб., 1909). В. отметил,
что в *Исторических книгах Библии нет указаний на существование
Пятикнижия как кодекса, авторитетного для всех израильтян. Напротив,
сообщения о жертвенных обычаях, местах богослужения, праздниках,
положении духовенства, к-рые имеются в Ис Нав., Суд, 1-4 Цар, резко
противоречат установлениям Торы. Пророки также не цитируют писаный
Закон, а исходят из непосредств. велений Божьих. Первое свидетельство
о принятии Закона относится к 622, когда при царе Иосии в Храме
была найдена рукопись «Книги Торы». Но, как предполагал еще *Де
Ветте, это было не все Пятикнижие, а Кн.Второзакония (или его часть).
Даже у прор. Иезекииля есть прямые расхождения с обрядовыми установлениями
Кн.Левит. Отсюда В. сделал вывод, соответствующий теории Графа:
Закон не предшествовал пророкам, а был з а в е р ш а ю щ и
м ф а з и с о м ветхозав. религии (см. ст. Пятикнижие).
Сам Закон, по В., является комплексом четырех источников: Яхвиста
(ок. 850), Элохиста (ок. 750), Второзаконнического автора (622)
и Священнического кодекса, сложившегося уже в конце Плена или в
послепленную эпоху. Некий редактор соединил их в одно целое около
времени Ездры (450) (усл. обозначения источников: Я, Э, В, С, или
лат.: J, E, D, P). В. нашел следы их и в Кн.Иисуса Навина и поэтому
предпочитал говорить о Шестикнижии.
Теория В. вызвала бурные споры. Если либеральные богословы приняли
ее с восторгом, почти как догмат, то возникла и сильная оппозиция.
Со стороны правосл. библеистов наиболее резко В. критиковал *Юнгеров,
со стороны католиков — *Вигуру, а протестантов — Франц *Делич. *Папская
библейская комиссия высказалась против теории четырех источников
Пятикнижия (1906). Но одновременно с этим стала прокладывать себе
дорогу и средняя, примирительная тенденция, выраженная в энциклике
папы *Пия XII (1943). Среди православных эта тенденция заявила о
себе еще на рубеже 19 и 20 вв. (*русская библейско-историч. школа),
а у протестантов — в работах школы *Дильмана и *Киттеля Р.
Мн. богословы, отстаивающие *боговдохновенность Писания, согласились
с осн. тезисами теории четырех источников, внеся в нее, однако,
существенные поправки. Эти поправки касались как датировки источников
Пятикнижия, так и достоверности его сказаний. Так, Я был отнесен
к эпохе Соломона, а происхождение В оказалось связанным не с Иерусалимом,
а с левитской традицией Северного царства, восходящей к эпохе Иисуса
Навина и Моисея. Для В. рассказы о Моисее были почти лишены историч.
достоверности, между тем совр. библеисты придают им гораздо большее
значение. Представители *скандинавской библеистики подчеркнули роль
*устной традиции, к-рую В. мало учитывал. В его глазах авторы Я,
Э, В и С были в прямом смысле слова «сочинителями» своих книг и,
следовательно, не могли претендовать на достоверное изображение
минувшего. Однако впоследствии на основе открытий *археологии библейской
эта т. зр. была опровергнута. В 1949 знаменитый археолог Олбрайт
писал: «Пятикнижие в своем современном состоянии сложилось в более
древний период, чем было окончательно обработано. Постепенно новые
находки деталь за деталью подтвердили историческую достоверность
и литературную древность сказаний Пятикнижия».
Вопрос о происхождении Пятикнижия, к-рый ставили и по-своему решали
В. и его предшественники, входит в сферу *исагогики как науки. От
ее выводов не зависит вера в боговдохновенность Писания (ибо боговдохновенным
Церковь могла признать текст, написанный в любую эпоху). Более серьезные
принципиальные возражения вызывает общая историко-филос. позиция
В. Он рассматривал историю ветхозав. религии как р а з в и
т и е, подчиненное т о л ь к о естественным законам. Эта религ.
эволюция, по его мнению, шла от язычества через *генотеизм
к учению пророков, к-рые, т. о., оказывались своего рода основателями
подлинной библейской религии. В силу этого В. вынужден был отнести
*Декалог Моисея к позднему пророческому периоду. Мало того, В. даже
отказывался признать у допленных пророков наличие чистого монотеизма.
«Монотеизм, — писал он, — не был известен древнему Израилю. Израильтяне
рассматривали природу такой, какая она есть, и не задавались вопросами
о ее происхождении... Яхве воспринимался ими только как основатель
Израиля, и лишь со времени вавилонского Плена рождается — почти
внезапно выплывает — идея, что Он не только господствует над землями
и морями, над небом и его воинством, но и создал все это».
Подобная схема не столько опиралась на факты, сколько была продиктована
предвзятой концепцией, отрицавшей Божественное Домостроительство
в истории спасения. Схема В. имеет еще одну особенность: она выглядит
как кривая, идущая сначала вверх, а затем постепенно опускающаяся
вниз. На развитие периода Второго Храма В. смотрит как на
деградацию и «окоченение» (напр., войну Маккавеев за веру он интерпретирует
как мятеж варварства против цивилизации). В то же время, противореча
самому себе, В. считает эту фазу «почвой для христианства».
Схема В. чужда не только правосл. сознанию, ее не разделяет и совр.
историография. Исключит. своеобразие Моисеевой религии, вступившей
в борьбу с ханаанским язычеством и победившей в лице пророков, признает
сегодня большинство исследователей (см., напр., труды *Брайта, работы
представителей *Иерусалимской библейской школы. Хотя историч.
условия неизбежно влияли на способность народа воспринимать богооткровенную
религию, сама эта религия не была продуктом этих условий. Библия
постоянно говорит о непонимании, к-рое встречали пророки (начиная
с Моисея), о трудном и медленном усвоении их проповеди в народе.
В последние годы жизни В. перешел к исследованию НЗ, сохранив свои
исходные предпосылки. В частн., он выдвинул гипотезу, что Ев. от
Иоанна в нынешнем виде является переработкой более древнего документа
(см. модификацию этого взгляда у Брауна). В своем «Введении в первые
три Евангелия» («Einleitung in die drei ersten Evangelien», B.,
1905) В. предвосхитил концепции *«истории форм» школы. Вслед за
*Гердером он предположил, что первоисточники *синоптиков — устные
предания, весьма разнообразные по своему характеру. Прежде чем их
записали евангелисты, эти предания прошли неск. стадий обработки.
Поэтому, утверждал В., из синоптиков мы можем узнать не только о
жизни Христа, но и о состоянии умов в ранней Церкви. Тезисы В. были
развиты *Дибелиусом и *Бультманом.
u Die Pharis„er und Sadduc„er, Greiswald, 1874; Israel, Encyclopaedia
Britanica, еd.9, v. 13, Edin, 18819; Die kleinen Propheten, B.,
18983; Die Composition des Hexateuchs und der historischen BЃcher
des Alten Testaments, B., 1885; Das Evangelium Marci, B., 1903;
Das Evangelium Matthae, B., 1904; Das Evangelium Lucae, B., 1904;
Das Evangelium Johannis, B., 1908; Erweiterungen und Ћnderungen
im vierten Evangelium, B., 1907; в рус. пер.: Израильско-иудейская
религия, в кн.: Общая история европ. культуры, СПб., 1908-13, т.5;
Этнография древней Палестины, ОПЕК; Материальная, общественная и
духовная культура до пророческой эпохи, там же; Введение в историю
Израиля. История Израиля и Иудеи, ПБ (гл. 2).
l *В и г у р у Ф., Руководство к чтению и изучению Библии,
пер. с франц., М., 1897, т. 1; *Г л а г о л е в С. С.,
Предисловие к ст. И. Валетона «Израильская религия», в кн.: Илл.
история религий, под ред. П. Шантепи де ля Соссей, М., 1898-99,
т. 1.; Е л е о н с к и й Ф. Г., Совр. критика
Свящ. ветхозав. Писаний, СПб., 1901; ЕЭ, т. 5.; *К а р т а ш е в
А. В., Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947; *Н и к о л ь с к и
й Н. М., Очерк разработки истории древнего Израиля в XIX в.,
в кн.: История евр. народа, М., 1914, т. 1; НЭС, т. 9; СИЭ, т. 3;
С о л о в е й ч и к М.А., Основные проблемы библ. науки, СПб.,
1913; *Ю н г е р о в П. А., Положительные доказательства подлинности
Пятокнижия, ПС, 1904, № 3-4; Происхождение Библии: (Из истории библ.
критики). Ветхий Завет, сост. И. А. Крывелев, М., 1964; B
a u m g a r t n e r W., Wellhausen und der heutige Stand
der alttestamentlichen
Wissenschaft, «Theologische Rundschau», 1930, Bd. 2;
B o s c h w i t z F., Julius Wellhausen, B., 1938;
E i s s f e l d t O., Julius Wellhausen, Lpz., [1920];
K e g e l M., Away from Wellhausen, L., 1924; K r a
u s H. J., Geschichte der historisch-kritischen Erforschung
des Alten Testaments von der Reformation bis zur Gegenwart, Neukirchen,
1956; ODCC, p. 1465; P e r l i t t L., Vatke und Wellhausen,
B., 1965; RGG, Bd. 6, S. 1594; TTS, S. 33-7; LTK, Bd. 10, s.810-11;
см. также ст.: Документарная теория происхождения Пятикнижия; Пятикнижие;
Четырех источников Пятикнижия теория.
|