Иаков Пятницкий
Cм. персоналии.
Из епарх. отзывов - №79, 1 марта 1906, т. 2, с. 950-1005.
За созыв собора, клир и миряне с совещательным голосом, за разделение на округа, за право юр. лица у прихода. Против частой присяги в судах. За особый богосл. устав в приходах мирских, за русификацию и перевод. "Мудрено ли, что крестьянин иной предпочитает церковной возвышенной, но непонятной песни неумную, но понятную сектантскую песню, которую он может сам и петь, а образованный по этой самой причине идет в театр или удовлетворяется домашним пением пошлых, но понятных романсов?" (2, 1003).
Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич), митрополит Казанский и Свияжский.
Родился 22 сентября 1844 г. в с. Брыни, Калужской епархии.
Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1870 году со степенью кандидата богословия и оставлен при академии помощником Секретаря Совета.
В 1872 году - смотритель Мещовского духовного училища Калужской епархии.
С 16 октября 1873 г. - преподаватель Вифанской духовной семинарии.
6 ноября 1878 г. получил степень магистра богословия.
12 августа 1886 г. пострижен в монашество.
17 августа рукоположен во иеромонаха.
1 октября - возведен в сан архимандрита и назначен ректором Вифанской духовной семинарии.
28 апреля 1891 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Московском Успенском соборе.
С 29 сентября 1892 г. - епископ Уманский, вик. Киевской епархии. (В БЭЛ т. X., в стб. 622 ошибочно указаны годы пребывания на Уманской кафедре - 1890-1892, см. “Церк. Вед.” 1892, № 41, с. 413).
С 16 января 1893 г. - епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии.
С 26 января 1898 г. - епископ Кишиневский и Хотинский.
С 12 августа 1904 г. - архиепископ Ярославский и Ростовский.
В этом же году избран в почетные члены Киевской духовной академии.
В 1906 году был членом Предсоборного Присутствия и состоял председателем третьего отдела о реформе церковного суда.
С 25 января 1907 г. - архиепископ Симбирский и Сызранский.
С 10 декабря 1910 г. - архиепископ Казанский и Свияжский.
С 29 сентября 1912 г. почетный член Московской и Казанской духовных академий.
5 октября 1916 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Был участником Всерос. Церк. Собора 1917 года в Москве, на котором Патриархом Тихоном возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Казанским и Свияжским.
При закрытии собора покинул Казань и прибыл в Иркутск на постоянное жительство.
В 1922 году в Томске скончался вскоре после перенесенной тяжелой операции.
Духовный писатель.
Имел тяжелый характер. Любил писать по церковным вопросам, но ни в чем не чувствовалось сердечности. Всегда интересовался, как выгоднее сдавать на хранение деньги.
Труды:
“Ожидаемый Собор Всероссийской Церкви 1906 года и предметы его занятий”. Ярославль, 1906.
Отзыв на труд. проя. М. Красножена см. “Приб. к “ЦВ”, 1906, № 47, с. 3030.
Речь при вручении жезла Евсевию, епископу Угличскому. “Приб. к “ЦВ”, 1906, № 24, с. 1880.
Слово, произнесенное при первом посещении Казанской Духовной Академии. “Приб. к “ЦВ” 1911, № 13, с. 581.
Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Анастасию. “Приб. к “ЦВ”, 1912, № 11, с. 455.
Речь, произнесенная в Казанском Благовещенском кафедральном соборе при вручении жезла Преосв. Леонтию епископу Чебоксарскому. “Приб. к “ЦВ” 1914, 3 41, с. 1741.
Литература:
“Церк. Вед.” 1892, № 41, с. 413, 1893, № 4, с. 29, 1896, № 19-20, с. 163, 1898, № 6, с. 23, 1901, № 1, с. 1, 1904, № 34, с. 377, 1907, № 5, с. 20, 1910, № 51-52, с. 469, 1916, 3 41, с. 366.
“Приб. к “ЦВ” 1897, № 3, с. 103.
“Церк. Вестн.” 1891, № 15, с. 234-235, № 19, с. 298, 1904, № 35, с. 1110.
“Изв. Каз. Еп.” 1892, № 14, с. 370, 1907, № 31-32, с. 1043, № 37, с. 1123-1127, 1910, № 46-47, с. 1343-1346, 1911, № 1, с. 1, № 2, с. 45-50, № 3, с. 74-81, 81-83, 124, 1912, № 10, с. 334-337, № 43, с. 1283, 1914, № 6, с. 159, 1913, № 11, с. 378, № 36, с. 1088-1089, № 48, с. 1418.
“Прав. Собес.” 1908, апрель, с. 384, май, с. 654, 1910, ноябрь, с. 1, 1911, март, с. 361-364, 1914, ноябрь, с. 6 (отчет).
“Мисс. Календ.” 1907, с. 133.
“Мисс. Обозрен.” 1901, март, с. 297.
“Отдых христ.” 1908, август-сентябрь, с. 59.
“Душеп. Собес.” 1896, ноябрь, с. 352.
“Богосл. Вестн.” 1915, т. X-XI-XII, с. 889.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, с. 52-53.
“Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1915-1916 уч./год”, с. 11.
“Списки архиереев Иерархии Всерос.”. СПБ, 1896, № 527, с. 80.
“Труды К.Д.А.” 1914, т. III, с. 534.
Булгаков, с. 1401, 1402, 1403, 1406, 1412, 1418.
БЭС, т. I, стб. 1012, т. II, стб. 1140, 1321, 2055, 2404.
БЭС, т. X, стб. 530, 620, 622.
ФАМ II, № 37, с. 7.
Пархомович И. “Архипастыри Кишиневской епархии”. Кишинев, 1910, с. 20, 30.
*
http://pecherskiy.nne.ru/history/superiors/98.php:
Преосвященный Иаков (в миру Иван Андреевич Пятницкий), впоследствии митрополит, родился 22 сентября 1844 года в селе Брыни Жиздринского уезда Калужской губернии, в семье пономаря местной церкви — Андрея Прохоровича Пятницкого.
В период с 1860 по 1866 год обучался в Калужской духовной семинарии, а затем продолжил свое образование в Московской духовной академии. Завершив академический курс с причислением к первому разряду воспитанников, по решению собрания членов Ученого Совета академии в августе 1870 года студент Пятницкий был избран на должность помощника секретаря этого Совета. А через год, согласно собственному прошению, стал помощником инспектора в Московской духовной академии.
18 августа 1872 года на съезде депутатов духовенства Мещевского училищного округа Калужской губернии Иван Андреевич избран на должность смотрителя местного духовного училища, утвержден архиепископом Калужским Григорием (Миткевичем). Подав официальное прошение, Пятницкий уволился из Духовной академии и переехал в Калужскую губернию.
16 октября 1873 года, после предварительного испытания, педагогическим собранием Правления Вифанской духовной семинарии он был избран на вакансию преподавателя основного догматического богословия в эту семинарию. 3 сентября 1874 года назначен преподавателем французского языка. Пробыв на этой должности до 1876 года, временно преподавал также Священное Писание и литургику.
В 1878 году Советом Московской духовной академии он был признан достойным ученой степени магистра богословия. Официальное же утверждение его в этом звании Святейшим Синодом произошло 9 июня 1878 года. И в том же году, по определению Правления Вифанской духовной семинарии, Пятницкий получил денежное пособие из Фонда митрополита Филарета (Дроздова) «во внимание к его усердной и полезной службе». Однако свое дальнейшее служение он продолжил в качестве светского преподавателя и не принял духовного сана.
Спустя два года, 20 июня 1880 года, был Всемилостивейше пожалован орденом св. Станислава 3-й степени. Продвигаясь по служебной лестнице, согласно светскому послужному списку, Иван Андреевич Пятницкий 17 сентября 1880 года был определением Правительственного Сената произведен в чин коллежского асессора.
4 февраля 1881 года определением Правительственного Сената по Департаменту Герольдии произведен за выслугу лет в чин надворного советника.
15 июня 1884 года был Всемилостивейше пожалован орденом св. Анны 3-й степени. 3 декабря 1884 года произведен в чин коллежского советника. Дослужившись до столь высокого звания, в возрасте 42 лет, Иван Андреевич 12 августа 1886 года, согласно собственному прошению, принял монашеский постриг в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, с наречением имени Иаков. 15 августа в Московском Успенском соборе рукоположен в сан иеродиакона, 17 августа, в Гефсиманском скиту, — в сан иеромонаха.
Архиепископ Иоанникий (Руднев)
22 сентября 1886 года Указом Святейшего Синода иеромонах Иаков был назначен ректором в Вифанскую духовную семинарию, где прежде служил преподавателем в течение многих лет. 1 октября 1886 года Высокопреосвященнейшим Иоанникием (Рудневым), митрополитом Московским (бывшим ранее архиепископом Нижегородским), возведен в сан архимандрита.
Указом Святейшего Синода архимандрит Иаков (Пятницкий), уже известный как духовный писатель и публицист, в 1888 году назначен цензором «Троицких листков», популярного в дореволюционной России, дешевого и доступного для простого народа духовного издания. В этой должности он состоял в течение трех последующих лет. 9 апреля 1889 года был сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени.
30 марта 1891 года, по докладу Святейшего Синода, Высочайше повелено ему быть епископом Балахнинским, викарием Нижегородским. Хиротония состоялась 28 апреля 1891 года в Московском Успенском соборе. При наречении в епископа Балахнинского архимандрит Иаков произнес речь, которая начиналась словами: «Богомудрые Архипастыри и Отцы! По избранию Святейшего Синода, запечатленному утверждением Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича, я призываюсь к Епископскому служению. Во гласе Собора Архипастырей Святой Православной Церкви, действующего по изволению Духа Святого, и во гласе Царя, сердце которого в руце Божии, слышу и верую, разумеваю глас Божий, назначающий мне высшее священнослужение в Церкви Христовой…»
За время пребывания на Балахнинской кафедре Нижегородской епархии епископ Иаков (Пятницкий) исполнял также обязанности председателя Епархиального училищного совета, председателя религиозно-просветительского Братства во имя св. блгв. вел. князя Георгия. За плодотворную духовно-просветительскую деятельность был избран Почетным членом этого братства. Кроме того, являлся председателем миссионерского противораскольнического Братства Святого Креста. С сентября 1891 по июнь 1892 года Преосвященный Иаков возглавлял Комитет по сбору пожертвований и оказанию помощи пострадавшим от неурожая хлебов в Нижегородской и других губерниях.
29 сентября 1892 года ему Высочайше повелено быть епископом Уманским, третьим викарием Киевской епархии. В период своего епископского служения на Украине Преосвященный Иаков по-прежнему занимал важные посты по Духовному ведомству: с 1892 по 1898 год состоял председателем Киевского в честь св. Владимира Братства ревнителей Православия (в 1901 году избран его Почетным членом); в декабре 1892 года был избран Почетным членом «Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Киево-Подольской женской гимназии».
С 16 января 1893 года, с упразднением Уманской кафедры, Преосвященный Иаков поставлен епископом Чегеринским, вторым викарием Киевской епархии. В течение пяти лет состоял председателем Епархиального училищного совета, являлся председателем Богоявленского братства, созданного для помощи бедным студентам при Духовной академии, занимал также пост товарища председателя епархиального Комитета Православного миссионерского общества.
За свои многочисленные труды епископ Иаков 15 мая 1893 года был сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени. 26 мая избран Почетным членом Церковно-археологического общества при Духовной академии. Наряду со всеми перечисленными должностями Преосвященный Иаков, как пастырь, пользующийся большим авторитетом, избирался в различные общественные и благотворительные организации. Начиная с 28 сентября 1893 года, состоял пожизненным членом Братства Преподобного Сергия; был избран в действительные члены Славянского благотворительного общества. 14 мая 1896 года вновь отмечен награждением орденом св. Анны 1-й степени.
31 января 1898 года Преосвященный Иаков был назначен на кафедру епископа Кишеневского и Хотинского. На новом месте служения Владыка по-прежнему оставался весьма активным и деятельным пастырем. Так, по рескрипту Его Императорского Величества Великого Князя Сергея Александровича, он принял на себя обязанности председателя местного Отдела «Православного Палестинского Общества», став впоследствии Почетным его членом. В 1900 году был также избран в пожизненные, так называемые «вечные благотворители» Кишеневского Александро-Невского благотворительного братства.
По Высочайшему повелению Его Императорского Величества Государя Николая II, от 13 октября 1900 года, епископ Иаков (Пятницкий) был вызван в столицу для присутствия в заседаниях Святейшего Синода (до конца апреля 1901 года). 6 мая 1901 года Преосвященному Иакову был Всемилостивейше пожалован орден св. Владимира 2-й степени.
Епископ Иаков среди участников предсоборного заседания в С-Петербурге
В 1902 году Владыка Иаков основал в Кишеневе Христорождественское религиозно-просветительское братство, являлся Почетным членом этого братства и еще многих других местных благотворительных обществ.
19 августа 1904 года епископу указано новое место архипастырского служения, с возведением в сан архиепископа. Ему объявлено быть архиепископом Ярославским и Ростовским. В этом же году он избран в Почетные члены Бессарабского Церковного историко-археологического общества. На Ярославской кафедре Владыка возглавил местное Братство в честь свт. Димитрия Ростовского, состоял членом Попечительства детских приютов, являясь Почетным членом одного из сиротских домов.
Спустя два года епископ Иаков был вновь перемещен, на этот раз на кафедру Симбирскую, став с 25 января 1907 года архиепископом Симбирским и Сызранским. Указом от 28 марта ему вверено управление Вознесенским Сызранским первоклассным мужским монастырем, на правах настоятеля.
За три года пребывания на этой кафедре он удостоился самых различных наград и званий. 6 мая 1907 ему был пожалован Государем орден св. блгв. Александра Невского. Владыка являлся также почетным членом различных благотворительных и просветительских братств.
В 1910 году Преосвященный Иаков принял участие в работе Казанского миссионерского противомусульманского съезда, а 2 декабря того же года ему суждено было официально участвовать в церемонии отпевания и погребения скончавшегося архиепископа Казанского Никанора (Каменского). И уже 10 декабря последовал Указ возглавить архиепископу Иакову эту овдовевшую кафедру, с титулом Казанского и Свияжского. Здесь он, как и прежде, деятельно подвизался в различных духовных учреждениях и благотворительных обществах.
26 сентября 1912 года Владыка Иаков был избран Почетным членом Императорской Московской духовной академии, в знак «уважения его плодотворной архипастырской деятельности и просвещенной заботливости о преуспевании духовно-учебных заведений». 9 ноября того же года св. Синод утвердил архиепископа Иакова в звании Почетного члена Императорской Казанской духовной академии, «во внимание к его просвещенно-отеческому покровительству Казанской Академии и любви к богословской науке и знаниям».
18 января 1914 года он избран в Почетные члены Императорского Московского археологического института, а 1 февраля — Императорской Петроградской духовной академии, «во внимание к архипастырским заслугам на пользу Православной Русской Церкви, отеческому покровительству и любви его к богословской науке и знаниям».
Согласно резолюции Августейшей Императрицы Марии Александровны от 26 февраля 1914 года, архиепископ Иаков стал Почетным членом Казанского отделения благотворительного Попечительства о слепых.
С началом первой мировой войны Владыка Иаков, как и несомненное большинство архипастырей Русской Церкви, возглавил в своей епархии отделение Комитета по оказанию помощи раненым воинам русским, черногорским и сербским и их семействам, а также семействам убитых воинов. Эта благотворительная организация состояла под Августейшим покровительством Ее Императорского Величества Сербской княгини Милицы Николаевны.
Архиепископ Иаков на съезде духовенства во время церковных торжеств в Киеве. 1908 г. РГИА
Святейшим Синодом, по Высочайшему Указу от 27 марта 1915 года, Владыке была выражена благодарность за пожертвование им 12.000 рублей на учреждение стипендии и премии в Московской духовной академии — ее самым успевающим студентам, а также преподавателям.
За свои многолетние и весьма обширные деяния на благо Отечества и Православной Церкви Преосвященный Иаков был награжден 5 октября 1916 года бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В разгар смуты начала XX века и революционных событий Владыка являлся участником Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. в Москве, где 28 ноября 1917 года Святейшим Патриархом Тихоном был возведен в сан митрополита, с оставлением на прежней, Казанской, кафедре. Однако после закрытия Собора он уже не вернулся в Казань, а осенью 1918 года уехал в Сибирский край, в Иркутск, подальше от революционных потрясений. В ноябре того же года в Томске состоялось Сибирское Соборное совещание при участии тринадцати архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26-ти членов Священного Собора Русской Православной Церкви, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. Почетным председателем этого совещания был избран митрополит Казанский Иаков (Пятницкий), как наиболее авторитетный из иерархов.
С 1919 года он возглавлял Иркутскую кафедру, имея титул митрополита Иркутского. Именно оттуда, из Сибири, 17/30 июня 1920 года он писал архиепископу Нижегородскому Евдокиму (Мещерскому) следующие строки:
«Высокопреосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат! В текущем 1920 году исполняется 50-летие служения моего Православной Русской Церкви. Так как я проходил свое служение, между прочим, и в Нижегородской епархии.., то желательно, чтобы в юбилейный день 30 августа было совершено благодарственное Господу молебствие в Нижегородском кафедральном соборе и в Нижегородском Печерском монастыре, и в церквах епархии Нижегородской, по усмотрению Епархиального Начальства…»
Когда Владыка писал эти строки, ему шел уже 77-й год жизни.
В дальнейшем, с 1920 года он возглавлял Томскую епархию, но уже через год, в апреле 1921-го, Преосвященный Иаков, согласно собственному прошению, ушел на покой. Святейшим Патриархом он был назначен настоятелем Московского Симонова монастыря. Очевидно, ему не сразу удалось покинуть Томск и попасть в столицу, так как в одном из писем митрополита Антония (Храповицкого) Святейшему Патриарху, от 28 апреля того же года, было написано, что он (митрополит Антоний. — Ред.) не знает, где Преосвященный Иаков и что с ним.
И по сей день не имеется точной информации о том, когда и где завершил свой земной путь святитель Иаков, архипастырь-труженик. Известно лишь, что в марте 1922 года он находился в тюремном заключении, в Москве.
По данным, приведенным митрополитом Мануилом (Лемешевским), Преосвященный Иаков (Пятницкий) скончался после перенесенной им тяжелой хирургической операции в городе Томске.
|