ДЮШЕН (Duchesne) Луи
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ДЮШЕН (Duchesne) Луи, свящ. (1843-1922), франц. католич. историк древней Церкви.
Д. изучал богословие в Риме. Рукоположен в 1867. Под влиянием своего учителя Де-Росси
проникся интересом к церк. археологии. Преподавал историю древней Церкви в ряде
высших учебных заведений, в т.ч. в Католич. ин-те Парижа (1877-85), где с 1877
был профессором. С 1895 до конца дней состоял директором французской Археологич.
школы (Рим). Д. участвовал в науч. экспедициях по Италии, Греции, М. Азии и Афону,
где открыл и изучил множество древних манускриптов. В 1900 папа Лев XIII назначил
Д. апостольским протонотарием. С 1888 член Академии надписей. В 1910 избран во
Французскую академию.
Д. не был библеистом; его труды касались гл. обр. литургики, агиографии, истории
папства и патрологии; однако одна из основных его работ затрагивает историю апостольского
времени и книг НЗ. Этот труд — «L’histoire ancienne de l’Еglise» (v.1-3, P., 1908-11,
в рус. пер.: «История древней Церкви», под ред. И.В.Попова и А.П.Орлова, т.1-2,
М., 1912-14), — сначала выходил и переводился беспрепятственно, но перевод его
на итал. яз. вызвал недовольство церк. властей. Труд Д. был внесен в существовавший
тогда индекс запрещенных книг. Автора обвиняли в склонности к *«модернизму», против
к-рого в то время велась решительная борьба. Однако Д. никогда не был модернистом
в обычном смысле слова. Модернизм исходил из определ. филос. теорий, уводивших
от исконных христ. принципов. Между тем Д. в своих исследованиях, стремясь к возможной
объективности, избегал предвзятых идей. Он считал себя представителем «среднего
направления», к-рому были чужды и шаткие гипотезы, и слепое следование традиционному
богословию. «Я чувствую одинаковое отвращение, — писал он, — к нелепостям иных
теорий, как и иных легенд». Д. подчеркивал, что гл. гонителями Иерусалимской Церкви
были *саддукеи, а не *фарисеи. Что же касается *ессеев, то он считал возможным
последующее обращение части их в христианство. Д. повествует о раннем периоде
истории Церкви, опираясь лишь на самые надежные свидетельства. Д. сжато, но ярко
и убедительно изображает столкновение ап. Павла с единомышленниками ап. Иакова,
в среде к-рых «смелые новшества Павла были скорее терпимы, чем признаны». Разногласия
в первых общинах привели, по Д., к возникновению ересей уже в самое раннее время.
Суммируя свои взгляды на происхождение синоптич. Евангелий, Д. пишет:
«Сверх того общего факта, что Евангелия были даны Церкви апостолами или их
непосредственными учениками, результаты, к которым приводит нас самая осведомленная,
проницательная и даже самая смелая критика, всегда имеют нечто неясное и гадательное...
Христианская проповедь немыслима без некоторого повествования о жизни ее Основателя.
Апостолы с самых первых дней должны были рассказывать о своем Учителе, напоминать
о Нем тем, которые знали Его, и возвещать о Нем никогда не видевшим Его. Из этого
устного и, естественно, неодинакового евангелия должны были с ранних пор произойти
различные и, в свою очередь, неполные редакции, которые, комбинируясь между собой
и передаваясь через более или менее многочисленные посредства, образовали в конце
концов три текста, которые мы называем синоптическими».
Вопрос о принадлежности 4-го Евангелия ап. Иоанну Зеведееву Д. считал «весьма
спорным». Древнейшими памятниками свящ. новозав. письменности он признавал послания
ап. Павла (между 53 и 62 гг.), за исключением *Пастырских посланий, к-рые он относил
к более позднему времени. В суждениях об авторе Апокалипсиса Д. предпочитал держаться
древнего предания, приписывающего его Иоанну Зеведееву, однако не закрывал глаза
и на трудности, к-рые возникают в связи с этим вопросом. Возражая тем, кто, ссылаясь
на учение о Логосе, видел в 4-м Евангелии продукт *эллинизма, Д. замечает, что
«Логос встречается также и в Апокалипсисе, т. е. в самой неалександрийской книге,
которую только можно себе представить».
u Библиогр. трудов Д. см. в предисл. к рус. изд. его книги и в кн.: G a b r
o l F., Monseigneur Louis Duchesne. Son oeuvre historique, «Journal of Theological
Studies [Oxf.]», 1922/23, № 24.
l СИЭ, т.5; Enc.Kat., t.4, s.304; ODCC, p.429. |