Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович)
Cм. персоналии.
Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович), архиепископ Казанский и Свияжский. Родился 3 октября 1839 г. в семье протоиерея слободы Караяшина, Острогожского уезда, Воронежской губернии. Окончил Бирюченское духовное училище в 1861 году - Воронежскую духовную семинарию. В 1865 году - СПБ духовную академию. 20 января 1866 г. назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии по Церковной истории. 26 сентября 1866 г. рукоположен во диакона. 1 октября - во иерея, при Рождестве Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже. В 1867 году утвержден в степени магистра богословия. 13 апреля 1870 г. овдовел, после трехлетнего супружества. Жена умерла от туберкулеза в первый день Пасхи праведной христианской кончиной. С 5 мая 1872 г. - ректор Тамбовской духовной семинарии. 10 июня 1872 г. утвержден и 23 июня возведен в сан протоиерея. 11 февраля 1877 г. пострижен в монашество митрополитом Московским Иоанникием и 13 февраля возведен в сан архимандрита. 31 декабря 1880 г. вызван в СПБ на чреду священнослужения. 6 августа 1881 г. - ректор Воронежской духовной семинарии. 4 января 1887 г. хиротонисан в Успенском Московском соборе Иоанникием, митрополитом Московским и собором епископов, во епископа Балахинского, Нижегородской епархии. С 28 октября 1887 г. - епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 13 декабря 1890 г. - епископ Подольский и Брацлавский. С 6 ноября 1893 г. - почетный член Московской духовной академии. С 1895 года - почетный член Казанской духовной академии. С 2 ноября 1896 г. - епископ Тверской и Кашинский. 6 мая 1898 г. возведен в сан архиепископа. 17 марта 1904 г. за выдающиеся учено-литературные труды Советом СПБ академии удостоен ученой степени доктора Церковной истории. С 26 марта 1905 г. - архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 17 марта 1908 г. в Казани. Перед самой кончиной сподобился таинства Елеосвещения и причастия Св. Христовых Таин. (В “ЖМП” 1945 г., № 3, на с. 68 ошибочно указан год смерти 1907 . См. “Прав. Собес.” 1908 г., апрель, с. 384). Ни задача данного Каталога, ни объем работы не дают возможности более подробно остановиться на светлой личности иерарха. И только, хотя бы несколькими штрихами, хочется дать набросок его характерных особенностей и огромной научно-литературной и педагогической деятельности. Сам святитель говорил, что он был воспитан своими благочестивыми родителями в послушании вере Христовой и в строгом исполнении церковных обрядов. Церковь и богослужение с юных лет и до конца жизни всегда были для него на первом плане, выше всего и важнее всего. Своим неподдельным усердием, искренним благоговением, своей исключительной любовью и привычкой не только всякий праздник, всякое крупное воспоминание, а всякое мало-мальски выдающееся событие, случай ли в жизни общественной, в частном ли быту, наконец, его личной и семейной жизни, обязательно отмечал молитвой в церкви, богослужением. На протяжении всей его жизни характерен охраняющий его Промысел Божий. Во всех служебных его перемещениях, а также и в его личной жизни он чувствовал помощь Божию и Его волю. Во время богослужений он никогда не допускал ни расспросов, ни разговоров, никаких замечаний и выговоров за небрежность или неаккуратность окружавших его. С детства, полюбивший читать жития святых, он постоянно памятовал о святых насельниках Царства Божия, ибо все святые угодники и, особенно, угодники Русской Церкви были для него как бы родными. Жизнь всех их он подробно описал в своем “Месяцеслове” и каждый день жил воспоминанием об этих святых, как бы живых имея их перед собой. Святых тех епархий, с которыми соприкасалась его жизнь, он чествовал церковно каждый год. Со святыми Русской Церкви, дорогими ему сердцу, он не расставался и на своем смертном одре: каждый день и по ночам, за все время болезни, владыка просил читать себе жития всех святых. Великую любовь имел он к угодникам Божиим. Всю свою жизнь постоянно помнил и молился о всех, кто отошел к Господу; ибо поминовение умерших было для него самой любимой службой. Кого он только не поминал, за кого не молился, по ком не служил панихиды! В личной жизни был кротким, трудолюбивым и доступным. Обладал исключительным терпением и выносливостью в трудах и болезнях. Болезнь и всякое недомогание изгонял, по его собственным словам, молитвой и трудом, то есть как к лечебному средству прибегал он к совершению богослужений и с напряженным усиленным занятием и силой духа своего превозмогал физические немощи и этим всегда благополучно спасался. Все богатые сокровища своей даровитой души - тонкий проницательный ум, широкое богословское развитие и образованность, твердость и настойчивость воли, теплоту, нежность и сострадательность сердца, отдал на служение своей пастве. Обладал редким даром слова и необъятной научной эрудицией, разнообразием и богатством дарований, удивительной энергией и смелостью поступков, быстротой и легкостью понимания и большой впечатлительностью. Владыка сам вел массу деловой переписки, кропотливо разбирал и рылся в консисторских, семинарских и др. архивах и, между прочим, многие из находимых им старых дел в рукописях, он давал семинаристам, приучая их к чтению писанных вязью документов. Деятельный, любящий церковную старину, преданный православию, будучи епископом Подольским, основал церковное хранилище древностей, епархиальную библиотеку, организовал церковно-школьное дело, принимая меры к охране православия в крае, открыл миссионерский комитет, организовал внебогослужебные собеседования, чтение и проч. В Твери, как знаток археолог, выявил и реставрировал много из церковной исторической старины, одновременно не оставляя кипучей епархиальной деятельности. В Казани основал церковно-археологическое общество. Как педагог и церковно-общественный деятель, он оставил по себе благодарную память в качестве неутомимого ревнителя просвещения, заботливого и доступного пастыря. Обладающий феноменальной памятью и великой умственной силой, он был исключительно даровитым духовным писателем. Он оставил после себя богатое литературное наследство - массу статей, монографий, очерков, брошюр, целых книг и многотомных исследований. Был достойным кандидатом в митрополиты, но смерть от крупозного воспаления легких преждевременно угасила этот яркий светильник. В мире ученых о нем сложились многие эпитеты. Его называли: “Великий из новейших “отцов Церкви”, “Доблестнейший из иерархов Православной Церкви”, “Звезда первой величины”, “Истинный муж совета и разума”, “Муж великого ума”, “Муж широкого развития и безупречной чистоты нравственности”, “Мощная духовная сила”, “Незыблемый столп исконно-русских православных начал”, “Новый Божий человек”.
Труды: “Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях” (Магистерская диссертация). Отдельный оттиск их в “Тамбов. Епарх. Вед.” за 1878 г. Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве. Издание с 1893 по 1903 г. в 14 выпусках. “Собор семидесяти Апостолов”. Тверь, 1900-1902 гг. Казань, 1906 г. Об открытии в селах библиотек. “Изв. Петерб. Комитета Грамотности”, 1865. Образцовое и обстоятельное описание Воронежской Рождество-Богородицкой церкви (Пятницкой). “Воронеж. Епарх. Вед.” 1866. О Воронежских епископах: Вениамине, Иоанникии, Афанасии, Льве, Кирилле. “Ворон. Еп. Вед.” 1869, № 3-5, с. 20-21. Исторические очерки о монастырях: Коротоякском, Вознесенском, Валуйско-Успенском, Семилуцком-Преображенском, Белоколодском-Преображенском. “Воронеж. Еп. Вед.” 1869, № 12, 13, 1870, № 23, 1871, № 1-14, 1882, № 3, 5, 19, 1884, № 15, 17, “Тамбов. Еп. Вед.” 1870, № 16. Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии. Приложения к “Ворон. Еп. Вед.” и отдельные оттиски. 1883-1885. Указатель праздников, совершаемых только в Нижнем Новгороде. Адрес - Календарь Нижегородской губ. 1888. “Святый Григорий Двоеслов”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1873, № 4, по № 7. “Св. Димитрий Александрийский”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1873, № 1. “Аттик, Патриарх Константинопольский”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1873, № 2. “Лионские мученики”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1873, № 9-10. “Святый Луппа, епископ Троенский”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1873, № 12. “Святый Равула Едесский”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1873, № 13-14. “Святый Осия Кордубский”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1873, № 15-16. “Святый Сисиний Лаодикийский”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1876, № 18. “Святые мученики Инна, Пинна, Римма”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1878, № 1-5. “Святая мученица Фелицита”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1873, № 2. “Св. Потамиена”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1873, № 11. “Св. Маргарита”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1875, № 12. “Свв. Кирилл и Мефодий”. “Ворон. Еп. Вед.” 1883, № 6-7. Чтение по русской церковной истории за синодальный период. “Тамбов. Еп. Вед.” 1874 и отд. оттиск. Материалы для истории Тверской епархии. Упраздненные монастыри. Тверь, 1898. Тверской Патерик. Казань, 1907. Сжатый, но отчетливый “Curriculum” его напечатан в “Известиях” по Казанской епархии. 1905. “Студенты Воронежской семинарии, обучающиеся в духовных академиях”. Указания на труд см. “Высокопреосвящен. Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1908, с. 109. “Ректора Воронежской Семинарии”. “Воронеж. Еп. Вед.” 1885. “О Св. Апостолах”. Curriculum, “Об Иерархах Тверской епархии”. Не изданы, в рукописях. Указания на рукописи см. “ЖПБ” доп. 1, с. 551. “Об отношении Петра Первого к Митрофану Воронежскому”. Указания на труд см. “Высокопреосв. Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский”. Казань, 1908, с. 109. “Воспоминания о Серафиме, архп. Воронежском”. Указание на труд см. “Высокопреосв. Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский”. Казань, 1908, с. 109. “Св. Питирим, второй епископ Тамбовский”. “Ворон. Еп. Вед.” 1880, № 2. “Краткие сведения о местно-чтимых святых, подвижниках благочестия, крестных ходах и празднествах Тамб. епарх.” “Тамб. Губерн. Вед.” 1875, “Тамб. Епарх. Вед.” 1876. Списки окончивших курс в Тамбовской духовной семинарии с 1780 по 1880 гг. “Тамб. Еп. Вед.” 1879. “Столетний юбилей Тамбовской семинарии”. “Тамб. Еп. Вед.” 1879. “Старинные семинарские диспуты”. “Тамб. Еп. Вед.” 1879, № 1-4. “Иоанникий, первый ректор Тамбовской семинарии”. “Тамб. Еп. Вед.” 1877, 3 10, 11. “Филарет, архиепископ Черниговский”. “Тамб. Еп. Вед.” 1877, № 10, 11. “Димитрий Иванович Успенский”. Биографический очерк. “Тамб. Еп. Вед.” 1879. “Ректора Тамбовской семинарии”. “Тамб. Еп. Вед.” 1882. “Св. Слав. Великомуч. Димитрий Мироточивый, Солунский чудотворец”. Каменец-Подольск, 1894. “Город Торжок, его церкви и монастыри”. 1903. “Преп. Ефрем и Аркадий Новоторжские и блаж. отрок Георгий”. Тверь, 1903. Храмовые праздники в Твери (IX-X-XI)”. Сборник статей и документов, изданных Тверским истор. археологическим комитетом за первый год. По литургике: Записки по Литургике. “Тамб. Еп. Вед.” 1878. О праздниках: а) Рождества Пресвятой Богородицы. “Тамб. Еп. Вед.” 1876, № 33. б) Введение во храм Пресвятой Богородицы. “Тамб. Еп. Вед.” 1876, № 23. в) Благовещения. “Тамбов. Еп. Вед.” 1878, № 6-8. г) Рождества Спасителя. “Тамб. Еп. Вед.” 1877, № 1-5. д) Сретения Господня. “Тамбов. Еп. Вед.” 1877, № 6-7. е) Воздвижения Честнаго Креста Господня. “Тамбов. Еп. Вед.” 1876, № 23-24. “К истории освящения церквей в России”. “Тамбов. Еп. Вед.” 1877, № 16-17. “Об именах, даваемых при святом крещении”. “Христианская любовь и социализм”. “Ворон. Еп. Вед.” 1874, № 21. “Жизнеописание св. Митрофана, первого епископа Воронежского”. Второе издание. Служба святым 12-ти Апостолам. Киев, 1900 г. Служба святым 70-ти Апостолам. Киев, 1900 г. Акафист Иоанну Златоусту. 1907. В “Извест. по Казанской епархии” с 1905 года и далее помещены его статьи: а) О Патриархе Гермогене, бывш. митр. Казанском (1589-1606); б) О св. Иоанне Златоусте, а также множество некрологов и мелких, но ценных заметок по истории Казанских церквей и монастырей, в отделе “Епархиальная хроника”. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Воронежской епархии. Речь при наречении его во епископа. “Моск. Еп. Вед.” 1887, № 3. Речь по прибытии на Тверскую кафедру. “Твер. Еп. Вед.” 1897, № 1. Значение “христосования” на Пасху. “Церк. Вестн.” 1891, № 16, с. 254-255. Архипастырское наставление Подольскому духовенству. “Церк. Вестн.” 1891, № 17, с. 268-269. Воззвание к пастве Казанской. “Изв. Каз. Еп.” 1905, № 40-41, с. 1210-1213. Речь при вручении жезла новопоставленному Преосвящ. Михаилу епископу Чебоксарскому. “Изв. Каз. Еп.” 1907, № 44, с. 1374-1376. Речь при вручении жезла новопоставленному Преосвящ. Андрею епископу Мамадышескому. “Изв. Каз. Еп.” 1907, № 45, с. 1398-1402. Крестовая церковь в честь свв. Апостолов при Тверском архиерейском доме. Тверь, 1905. Речь, произнесенная в день 25-летнего юбилея Православного Палестинского Общества 21 мая 1907 г. “Прав. Собес.” 1907, май, с. 589-597. Речь, произнесенная в годичном собрании Церковного Историко-Археологического общества Казанской епархии 14 сентября 1907 года. “Прав. Собес.” 1907, ноябрь, с. 581-585. Отдельное издание. Казань, 1908. “О чествовании 19 ноября 1907 года в г. Москве памяти Высокопреосвящ. митрополита Московского Филарета (Дроздова), по случаю 40-летия со дня его кончины”. Доклад 16 декабря 1907 г. Указ на труд см. “Прав. Собес.” 1908, декабрь, с. 792. О глубокочтимом в России Святителе Антонии II-м (Смирницком), архп. Воронежском и Задонском, ради дня его кончины (скончался 21 декабря 1848 года). Доклад 21 декабря 1907 г. Указ на труд см. “Прав. Собес.” 1908, декабрь, с. 792. Об имеющимся исполниться в 1908 году (в июле) 800-летии основания Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, об иконописном изображении Великомуч. Варвары и о службе ей. Доклад 16 января 1908 г. Указ. на труд см. “Прав. Собес.” 1908, декабрь, с. 792.
Литература: “Церк. Вед.” 1890, № 52, с. 473, 1891, № 20, с. 172, 1896, № 45, с. 397, 1897, № 44, с. 401, 1898, № 18-19, с. 124, № 21, с. 191, 1905, № 14, с. 100. “Приб. к “ЦВ” 1889, № 2, с. 41, 18891, № 41, с. 1432, 1905, № 14, с. 608, 1908, № 12, с. 605-607. “Прав. Собес.” 1897, ноябрь, с. 581, 597, декабрь, с. 7 (отчет), 1899, том 1, с. 6, 1901, ноябрь, с. 743, 1905, февраль, с. 2 (отчет), май, с. 140-141, 1907, январь, с. 79-88, март, с. 322, 1908, апрель, с. 384, май, с. 609-657, 1913, апрель, с. 190 (отчет). “Изв. Каз. Еп.” 1887, № 1, с. 1, 1903, № 5, с. 33, № 17, с. 473, № 18, с. 515-524, № 39, с. 1188, 1198, 1907, № 22, с. 650-654, 1908, № 12, с. 357, 358-361, № 13, с. 393-412, № 14, с. 432-455, № 15-16, с. 498-499, № 19, с. 578-579, № 27-28, с. 868. “Церк. Вестн.” 1891, № 8, с. 113, № 26, с. 411, № 36, с. 572, № 40, с. 636. “Прав. Обозр.” 1887, № 1, с. 5. “Самар. Еп. Вед.” 1908, № 20, с. 834. “Ворон. Еп. Вед.” 1887, № 3. “Моск. Еп. Вед.” 1887, № 3. “Подол. Еп. Вед.” 1887, № 49, 1896, № 49. “Тамб. Еп. Вед.” 1887, № 3. “Твер. Еп. Вед.” 1897, № 1, 1905, № 15. “Нижегор. Еп. Вед.” 1887, № 23. “Русск. Паломн.” 1895, № 20, с. 307, 317, 1908, № 19, с. 302, 1909, № 25, с. 397. “Истор. Вестн.” 1890, ноябрь, с. 503, декабрь, с. 774 и 774 подс., 1894, № 9, с. 282. “Богосл. Вестн.” 1915, X-XI-XII, с. 881. “Христ. Чтение” 1902, март, с. 363. “Мис. Календ.” 1907, с. 132. “ЖМП” 1945, № 3, с. 68. “ЖПБ” доп. 1, с. 498-577. “Журнал Засед. Сов. СПБ Дух. Акад. за 1903-1904 гг.”, с. 113-123. “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 72, 1903 г., с. 68, 1905 г., с. 56, 1906 г., с. 50, 1908 г., с. 54. “Списки архиереев Иерархии Всерос.” СПБ, 1896, № 500, с. 75. “Родина” 1901, № 46. Булгаков, с. 1401, 1406, 1408, 1414. Денисов, с. 844. Здравомыслов, с. 64. Родосский А. “Слов. Биогр. СПБ Дух. Акад.”, с. 136-138. Снежицкий. “Адрес-Календарь Нижегор. епархии”. (Подробный послужной список). Бронзов. “Димитрий архп. Казанский и Свияжский”. “Приб. к “ЦВ” 1908, № 12, с. 605. Царевский А. “Святитель-молитвенник, архп. Димитрий (Самбикин) в главнейших фактах его жизни и по личным о нем воспоминаниям”. Казань, 1908. “Высокопреосв. Димитрий (Самбикин), архп. Казанский и Свияжский”. (1839-1908 гг.). Некролог и надгробные речи. Казань, 1908. БЭС т. I, стб. 736, 737, т. II, стб. 1140, 1824, 2150. БЭЛ т. IV, стб. 1056, т. VII, стб. 723. НЭС т. XVI, стб. 163, 164 и доп. т. I, с. 685. |