Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Елпидофор Барсов

Барсов Е. Древние pyccкиe памятники священного венчания царей на царство, в связи с греческими их оригиналами. М., 1883.

Из Брокгауза:

Ельпидифор Васильевич, этнограф и археолог. Родился в средине 1830-х годов в семье священника; окончил курс в Петербургской духовной академии. В 1870 году он поступил на службу в московский Румянцевский музей и скоро сделался одним из наиболее ревностных деятелей московских учебных обществ; всего теснее он примкнул к "Обществу истории и древностей российских", которое в 1881 году избрало его своим секретарем и редактором издаваемых им "Чтений". Литературная деятельность Б. имеет своим предметом изучение древнерусской письменности и быта. Помимо отдельных сочинений, он сделал много разных сообщений, снабдил предисловиями много памятников старины и народного творчества. Полный список написанного им приведен у Венгерова ("Критико-биографический словарь", т. II) и в брошюре Цветаева : "Записка о трудах Е. Б." (М., 1887). Огромное количество сырых материалов, которыми Б. обогатил нашу науку, он черпает из своего собрания рукописей. Располагая одним только жалованием библиотекаря, он успел составить одну из наиболее значительных палеографических коллекций наших. Особенно много у Б. произведений старообрядческой литературы и рукописей по истории раскола. Главные ученые труды Б.: "Причитания Северного Края" (2 т. М., 1872 - 82; продолжение в "Чтениях" 1885 года, кн. 3 и 4), которые ввели в круг историко-литературных исследований почти незнакомую до тех пор область народного творчества; "Петр Великий в народных преданиях Северного Края" (М., 1872 - оттиск из "Беседы", 1872 год, № 5); "Описание рукописей и книг Выголексинской библиотеки" (СПб., 1874); "Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами, с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси" (М., 1883 - оттиск из "Чтений"); "Слово о полку Игореве, как художественный памятник киевской дружинной Руси" (3 т., М., 1887 - 90); "О самосожжениях раскольников в Олонецкой губернии" (в "Памятной книжке Олонецкой губернии" 1868 - 69 года); "Северные предания о древнерусских князьях и царях" ("Древняя и Новая Россия", 1877 год, № 9); "Хроника русского театра Носова, с предисловием и новыми розысканиями Е.В. Барсова" (М., 1883). Центральное исследование Б. - о "Слове о полку Игореве" - осталось не оконченным. С 1890-х годов научная продуктивность Б. ослабевает; богатства его архива остаются неиспользованными.

Из словаря "Слово о полку Игореве":

БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1(13).XI.1836, с. Логиново Череповецк. у. Новгород. губ. — 2(15).IV.1917, Москва) — филолог и этнограф, собиратель и исследователь произведений нар. творчества и древнерус. письменности. Ок. Новгород. семинарию, с 1857 учился в Петерб. Духовной Академии. С 1861 преподавал в Олонецк. духовной семинарии (Петрозаводск) логику и психологию. В 1870 Б. становится хранителем рус. и слав. рукописей в Румянцевском музее в Москве. В 1891—1907 состоял секретарем ОИДР и ред. ЧОИДР. Чл.-корр. (1873), действит. чл. (1874) Моск. Археол. об-ва.

Б. собрана ценнейшая коллекция древнерус. рукописей, хранящаяся в ГИМ и ГБЛ.

Б. первым начал составлять систематич. библиографию С. (см.: Библиографии и библиографические обзоры «Слова».). Основным его трудом является трехтомное исследование «„Слово о полку Игореве“ как художественный памятник Киевской дружинной Руси» (1887—90). Т. 1 включает несколько разделов. После общего введения Б. приводит критич. обзор лит-ры, посвящ. С. с 1800 по 1882 на рус. и иностр. яз., явившийся переработкой ранее изданного им «Критического очерка литературы „Слова о полку Игореве“». Обзору предшествует библиография С. Далее Б. характеризует проблему авторства С., размышляет о связи памятника с лит-рой его времени. Он рассматривает С. «как выражение (литературной. — М. С.) школы киевской дружинной Руси» и подтверждает свою мысль обстоятельным сравнением С. с древнерус. переводом «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. Б. анализирует С. как «историческую повесть» в сопоставлении его с летописями; как «песнь, подобную Бояновой», обращая внимание на элементы языч. мифологии в С. Он сравнивает С. со «словами богатырскими» (т. е. былинами), с позднейшими повестями (летописными повестями, «Задонщиной», Сказанием об Азовском сидении), рассматривает отражение С. «в новейших произведениях искусства» (гравюре, живописи, музыке). В вводной части Б. останавливается на вопросах, касающихся идеи, формы и худ. особенностей С.

Во 2-м т. в главе «„Слово о полку Игореве“ в его целом и частях» Б. подробно рассматривает композицию С. В разделе «Новейший скептицизм в отношении к тексту „Слова“» Б. анализирует работы А. А. Потебни и Д. Прозоровского, возражая против неоправданно произведенных ими изменений текста С., и подвергает резкой критике работу М. А. Андриевского. Бо?льшую часть 2-го т. занимает глава «Палеографическая критика текста „Слова“», в которой Б. рассматривает 41 «темное место», особенно подробно останавливаясь на толковании слов «мысль», «подобию», «канина», «хоть», «рози» (см. Рог), «Карна и Жля». Ценностью этого обзора является то, что, с одной стороны, Б. обобщает толкования «темных мест» в работах своих предшественников — исследователей, переводчиков, поэтов, педагогов, а с другой — предлагает свои толкования, основанные на палеогр. критике текста. Не все толкования Б. были признаны удачными, но они явились важным вкладом в исследование памятника.

Т. 3 труда Б., «Лексикология „Слова“», представляет собой первый фундаментальный словарь яз. С., в котором Б. рассматривает лексику С. (в алфавитном порядке) на широком фоне параллелей из памятников древнерус. яз. и фольклора. К сожалению, словарь доведен только до буквы «М» включительно (см. Словари и словоуказатели к «Слову»).

Помимо этого исследования Б. опубликовал еще ряд работ, посвящ. С. или в той или иной мере связанных с ним. В «Причитаниях Северного края» Б. отмечает встречающиеся в погребальных песнях обороты, перекликающиеся со С. В 1877 вышла статья Б. «Мнение г. Колосова о времени написания рукописи Слова о полку Игореве», в которой он оспаривает (как выяснилось — без достаточных оснований) точку зрения М. Колосова на датировку рукописи С. В 1878 было опубликовано резюме докл. Б., сделанного им на Третьем археол. съезде в 1874 в Киеве, содержащего палеогр. замечания о рукописи С. В этом же году Б. была издана статья «Критические заметки об историческом и художественном значении Слова о полку Игореве», где он говорит об источниках С., о связи его с «Киевской летописью», нар. поэзией, мифологией. В 1882 Б. опубликовал переписку гос. канцлера графа Румянцева с моск. учеными, в которой упоминалось С. (см.: ЧОИДР. 1882. № 1). В этом же году Б. издал работу «Слово о полку Игореве в переводе А. С. Пушкина», в предисл. к которой он ошибочно принял перевод Жуковского за перевод Пушкина (Там же. № 2. Отд. 1). В 1904 были опубликованы лекции Б., читанные им моск. рабочим, — «„Слово о полку Игореве“ как историческая повесть и героическая песня», представлявшие очерк об открытии, изучении С., его значении, с толкованиями отдельных слов и выражений, с новым переводом, в отрывках, разбитом на стихи.

Соч.: Причитания Северного края. М., 1872. Ч. 1. С. V, XXIX—XXX; М., 1882. Ч. 2. С. LII—LV; Критический очерк литературы «Слова о полку Игореве» // ЖМНП. 1876. Сент. С. 1—45; Окт. С. 109—132; Мнение г. Колосова о времени написания рукописи Слова о полку Игореве // Там же. 1877. Март. С. 163—168; Слово о полку Игореве: резюме доклада // Тр. Третьего археол. съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. Киев, 1878. Т. 1. С. LXI–LXII; Критические заметки об историческом и художественном значении Слова о полку Игореве // ВЕ. 1878. Кн. 10. С. 767—812; Кн. 11. С. 346—385 [рец.: Миллер В. К вопросу о Слове о полку Игореве // Критическое обозрение. 1879. № 3. С. 20—31]; «Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киевской дружинной Руси. М., 1887. Т. 1 (то же: ЧОИДР. 1883. Кн. 1; 1884. Кн. 2 и 3); Т. 2 (то же: ЧОИДР, 1885. Кн. 3—4; 1886. Кн. 3) [рец.: П. А. // ВЕ. 1887. № 9. С. 412—416; Анненский И. // ЖМНП. 1888. Апр. С. 501—512; Миллер О. Ф. Капитальный труд по древней русской литературе // Там же. Сент. С. 174—201; Г — ский Б. // Ист. вест. 1888. № 6. С. 706—709; Науменко В. // Киевская старина. 1888. № 7. С. 1—12]; М., 1890. Т. 3 [рец.: Будилович А. // ЖМНП. 1890. Май. С. 172—187]; «Слово о полку Игореве» как историческая повесть и героическая песня: Лекции, читанные моск. рабочим Е. В. Барсовым. М., 1904.

Лит.: Колосов М. Заметка по поводу статьи Барсова «Очерк литературы Слова о полку Игореве // ЖМНП. 1876. Дек. С. 315—316; Смирнов. О Слове. I // ФЗ. 1876. № 6. С. 181—186; Жданов И. Литература Слова о полку Игореве // КУИ. 1880. № 7. Крит.-библ. отд. С. 221—248; № 8. С. 311—340; Цветаев Е. В. Записка об ученых трудах Е. В. Барсова. М., 1887. 40 с.; Знакомые: Альбом М. И. Семевского. 1867—1888. СПб., 1888. С. 235 [автобиография Б.]; Владимиров П. В. 1) Литература Слова о полку Игореве со времени его открытия (1795 г.) по 1894 // КУИ. 1894. № 4. С. 128—131; 2) Древняя русская литература Киевского периода XI—XIII вв. Киев, 1900. С. 296—297; Барсов Е. В. // Имп. моск. Археол. об-во в первое пятидесятилетие его существования (1864—1914 гг.). М., 1915. Т. 2. С. 27; Зарубин Н. Н. Заря утренняя или вечерняя? (Из комментария к Слову о полку Игореве) // ТОДРЛ. 1935. Т. 2. С. 97—98; Уваров К. А. Теоретические и методологические принципы Е. В. Барсова как основа для изучения проблемы жанра и авторства «Слова о полку Игореве» (Постановка вопроса) // Вопр. худ. метода, жанра и характера в рус. лит-ре 18—19 веков: Сб. трудов. М., 1975. С. 282—289. (МГПИ им. В. И. Ленина).

КЛЭ; СДР; Булахов. Энциклопедия; РП.

М. А. Салмина

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова