АМФИЛОХИЙ (Павел Иванович Сергиевский)
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АМФИЛОХИЙ (Павел Иванович Сергиевский), еп. (1818-93), рус. правосл.
археограф, изучавший церк.-слав. и др. *рукописи библейские. Окончил
МДА, принял монашество в 1842; был настоятелем в неск. м-рях, а
затем еп. Углицким. Изучал древнерус. лит-ру. Был чл.-корр. АН и
состоял в различных историч. и археологич. обществах. Много сделал
для уточнения церк.-слав. текста Библии. В его трудах описаны различные
древние рукописи ВЗ и НЗ. Однако прот. Г.Флоровский считал А. скорее
собирателем, чем исследователем.
u Археологич. заметки о Греч. Псалтири, писанной в кон. 9 в., М.,
1866; Описание Греч. Псалтири 862 г., М., 1873; Описание Евангелия
1092 г. (сличенного преимущ. с Остромировым Евангелием), М., 1877;
Апокалипсис 14 в. Румянцевского музея, сличенный по древним памятникам,
преимущ. с Апокалипсисом, писанным рукою св. Алексея, помещенным
в его НЗ, с греч. текстом 5 в. из кодекса св. Ефрема Сирина, М.,
1886-87.
l В е н г е р о в С., Критико-биографич. словарь рус. писателей и ученых, СПб.,
1889, т. 1; ПБЭ, т. 1, с. 638-41.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
(Казанский-Сергиевский Павел Иванович) (1818—1893)
Преосвященный Амфилохий (в мире Павел Иванович Казанский-Сергиевский) родился
20 июня 1818 года в селе Любицы Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье
священника. В 1829 году поступил в Боровское Духовное училище, из которого в 1834
году перешел в Калужскую Духовную семинарию. В 1840 году Павел Иванович окончил
с отличием курс и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию. По документам
Академии он числился Казанским, в дальнейшем ему была присвоена фамилия Сергиевский.
В ноябре 1842 года Павел Иванович принял монашеский постриг с именем Амфилохий.
По окончании курса в 1844 году иеромонах Амфилохий был назначен смотрителем Суздальского
Духовного училища, где преподавал также греческий язык, географию и нотное пение.
В 1852 году он был возведен в сан архимандрита и перемещен на должность смотрителя
духовных училищ в Ростов и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря
на реке Устье недалеко от Ростова. В 1856 году архимандрит Амфилохий по рекомендации
митрополита Московского Филарета (Дроздова) был назначен настоятелем Воскресенского
ставропигиального Новоиерусалимского монастыря, основанного Патриархом Никоном.
Через несколько лет по состоянию здоровья он был переведен в братию
200
Московского Покровского миссионерского монастыря. В 1870 году по ходатайству
митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) архимандрит Амфилохий был назначен
настоятелем Даниловского монастыря в Москве.
1 мая 1888 года он был хиротонисан во епископа и назначен викарием Ярославской
епархии, епископом Угличским. Поселился преосвященный Амфилохий в Ростовском Спасо-Яковлевском
монастыре, где почивают мощи одного из наиболее почитаемых святых — святителя
Димитрия Ростовского.
Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое курсовое сочинение
«О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании», был издан в 1845
году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившимся своей библиотекой,
определило направление деятельности преосвященного Амфилохия как ученого. Живя
в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и греческих рукописей,
хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском музее.
Епископ Амфилохий состоял членом почти всех столичных и провинциальных исторических
и археологических обществ. Он был членом Общества любителей духовного просвещения
и цензором всех изданий Общества, а также председателем Отделения иконоведения
при этом Обществе; в 1863 году был избран членом-корреспондентом Академии наук
по отделению греческой и славянской палеографии. В 1880 году Археологическое общество
присудило ему большую серебряную медаль. В 1891 году епископ Амфилохий был избран
почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение его ученых заслуг по
изданию памятников древней церковной письменности». Его имя было известно не только
в России, но и за ее пределами. За труды ему были присуждены Уваровская, Демидовская,
Ломоносовская премии. «Нельзя не удивляться громадному трудолюбию, настойчивости
и упорному терпению неутомимого труженика. — писал биограф. — Одной из заслуг
епископа Амфилохия является сравнение громадного количества памятников Церковно-славянских
и греческих по Новому Завету и Псалтири. Среди его работ мы находим еще и словари
к древним памятникам. Его труды могут осветить судьбу славянских
201
переводов Евангелия, Апостола и Псалтири». По словам Г.А. Воскресенского, «своим
ближайшим отношением к священному тексту труды преосвященного Амфилохия являются
великою заслугою и для Церкви Православной, так как на исследованных сими трудами
апостольских трудах свв. Кирилла и Мефодия воспитываются православные чада Русской
Церкви. Необходимо признать труды преосвященного Амфилохия выдающимся и дорогим
вкладом в сокровищницу не только нашей отечественной науки, но, по признанию,
например, Срезневского, немаловажным и для науки высокообразованного Запада».
Собрание епископа Амфилохия хранится в Отделе рукописей Российской государственной
библиотеки, фонд 7, небольшой архив — в Государственном Историческом музее, фонд
41.
Епископ Амфилохий скончался 20 июля 1893 года в Ростове.
Печатные труды
1. Апокалипсис XIV века, исправленный преимущественно по Апокалипсису, исправленному
и писанному св. Алексием, митрополитом, с картиною св. Иоанна Богослова из греческого
Нового Завета XI—XIII веков и 20-ю картинами XVIII века из лицевого Апокалипсиса
XVIII века моего собрания: С приложением при объяснении картин полного текста
Апокалипсиса, писанного св. Алексием митрополитом слово в слово и строка в строку.
— М.: Тип. Снегиревых. 1887. — 48, 40, 22 л. цв. ил.
2. Апокалипсис XIV века Румянцевского музея, сличенный по древним памятникам преимущественно
с Апокалипсисом, писанным рукою св. Алексия, помещенным в его Новом Завете, с
греческим текстом V века из кодекса св. Ефрема Сирина издания Тишен-дорфа и 1072
года, где не доставало в кодексе V века с изображением св. Иоанна Богослова, гравированным
на дереве гравер. Рыжовым из греческого Нового Завета XII—XIII веков: Т. 3, ч.
1. — М.: Тип. Кудрявцевой, 1886. —VIII, 270 с., 1 л. ил.
3. Археологические заметки о греческой Псалтири, писанной в конце IX века, принадлежащей
действительному члену Общества древнерусского искусства при Румянцевском Московском
музее и других обществ А.Н. Лобкову, с снимками Символа веры, Херувим-
202
ской песни и некоторых других песней на 12 страницах. — М.: Сол-датенков, 1866.
— 26 с., [7] л. факс.
4. Второй и последний ответ на статью И.Д. Мансветова «О греческом Кондакарии»
// Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1880. — Отд. 2. — С. 383—390.
То же. — М.: Тип. Снегирева, Ценз. 1880. — 8 с.
5. Выписка из подробной описи имущества Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
1680 года // Изв. Имп. археол. о-ва. — 1862. — Вып. 1. — Стлб. 25—60.
6. Выписка из списка Пандекта Антиохова XI века / / Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности
Имп. Акад. наук. — 1858. —Т. 8. — Стлб. 41—47, 147—155.
7. Дополнения к церковно-славянскому словарю А.Х. Востоко-ва: Из Пандекта Антиохова
XI века: Из Ирмолоя XII—XIII веков Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки
// Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. — 1861. —Т. 10. — Стлб.
73— 78.
8. Древлеславяно-греко-русский словарь из Юрьевского Евангелия 1118—1128 годов,
сличенный с Евангелиями XI века и 1270 года. — М.: Тип. Кудрявцевой, 1877. — 40
с. — На тит. л.: Описание Юрьевского Евангелия 1118—1128 гг. Воскресенской Новоиерусалимской
библиотеки.
9, Древлеславянская Псалтирь Симоновская до 1280 года, сличенная с рукописными
Псалтирями XI—XVII веков и старопечатными XV и XVII веков, с греческим текстом
X века из Феодоритовой Псалтири, сличенным с Псалтирью в Синайской Библии, Псалтирью
862 года, Псалтирью X века Норовскою и Псалтирью X—XI веков: Т. 1—4. — М., 1880—1881.
То же. — 2-е изд., доп. сличением: Из Псалтири Киприановс-кой XIV в., с Толковой
Феодоритовой Псалтирью по списку 1472 г.. Псалтирью Толковою Максима Грека по
списку 1592 г., Брунонов-скою Псалтирью XVI в. и Псалтирью Фирсовою 1683 г. —
М.: Тип. Снегирева, 1880—1881.
1О. Древлеславянская Псалтирь XIII—XIV веков: С греческим текстом из Толковой
Феодоритовой Псалтири X века с замечаниями по древним памятникам: В 2 т. — М.:
Тип. Кудрявцевой, 1874— 1877. — Впервые опубл. в «Чтениях О-ва любителей духов,
просвещения».
203
11. Древлеславянский Карпинский Апостол XIII века с греческим текстом 1072 года,
сличенный по древним памятникам славянским XI—XVII веков, с разночтениями греческими,
заимствованными из Нового Завета издания Рейнекция 1747 года. — М., 1885—1888.
— Загл. Т. 1, ч. 2; Т. 4, ч. 1: Карпинский Апостол XIII века.
Т. 1,ч. 1: Деяния Апостольские. — 1886. — LXXXIV, 705 с., [1] л. ил.
Т. 1,ч. 2: Соборные послания. — 1886. — 7, 316 с., [4] л. ил.
Т. 2, ч. 1: Послания св. Апостола Павла. — 1885. — 826 с., [1] л. ил.
Т. 2, ч. 2: Послания св. Апостола Павла к ефесеям, филипписе-ям, коллоссаем; 1-е,
2-е к солунянам. 1-е. 2-е к Тимофею, к Титу. Филимону и к евреям. — 1886. — 680
с.
Т. 3, ч. 1: Апокалипсис XIV века Румянцевского музея. — 1886.—VIII, 270с., 1л.
ил.
Т. 3, ч. 2: О древнем переводе Апостола. Об исправлении его. Дополнения к описанию
рукописей: Охридского и Слепченского Апостолов. Снимки с более замечательных рукописей.
Новозаветный древлеславяно-греко-русский словарь, сравн. по древним памятникам.
— 1888. — 531 с. разд. паг., [6] л. ил.
Т. 4, ч. 1: [Деяния Апостольские]. Послания. — 1887. — IV, 368 с., [6] л. ил.
Тоже: В 2 т. — М., 1885.
12. Древние иконы в Московском Даниловом монастыре // Чтения в О-ве любителей
духов, просвещения. — 1871. — Кн. 1. — С. 20—23; Кн. 2. — С. 28—31.
13. Евангелие, писанное в 1120 году в Новгороде на пергамене // Чтения в О-ве
любителей духов, просвещения. — 1871. — Кн. 1. — С. 1—8; Кн. 2. — С. 9—16; Кн.
3. — С. 17—24, 25—32.
14. Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря,
что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов. — М.: Тип.
Чуксина, 1863. — 33, IV с., [12] л. ил.
Тоже. —2-е изд., испр. и доп. — М.:Тип. Гаврилова, 1874. —2, 59, 4с., [12] л.
ил.
15. Житие, страдания и чудеса св. Димитрия царевича, с оригинала подлинного почерка
св. Димитрия Ростовского. — М., 1889.
16. Заметка о служебнике Преподобного Сергия // Моск. цер-ков. ведомости. — 1887.
—№ 13.
204
•'•<&'
17. Замечания на древлеславянский перевод Псалтири XIII— XTV веков с греческим
текстом Феодоритовой Псалтири по древним памятникам: В 2 т. — М., 1874—1877.
18. Замечания о греческих миниатюрах X века на листах Евангельских чтений // Изв.
Имп. археол. о-ва. — 1872. —Т. 7.
19. Замечания о миниатюрах в греческом сборнике Житий святых и поучений 1063 года
// Вестник О-ва древнерус. искусства. — 1875. — Вып. 6—10.
20. Исследование о Пандекте Антиоха XI века, находящемся в Воскресенской Новоиерусалимской
библиотеке архимандрита Ам-филохия, удостоенное Демидовской премии в 1863 году
в 714 р. с. — М.: Тип. Кудрявцевой, 1880. — 184 с., [1] л. ил. —Текст рус., древнегреч.
21. Исследования о славянской Псалтири XIII—XTV веков библиотеки А.И. Хлудова.
— М.: Синод, тип., 1870. — 28 с., [12] л. ил., факс.
22. Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца
Алексея Стефановича (юродивого), с его портретом. — М.: Тип. Чуксина, 1863. —
7 с., [1] л. ил.
23. Летописные и другие древние сказания о св. благоверном великом князе Данииле
Александровиче, сыне св. благоверного великого князя Александра Невского, и о
построенном им за Москвою рекою Даниловском монастыре. — М.: Тип. Фальк, 1873.
—
376с., [2] л. ил.
То же. — М.: Тип. Кудрявцевой, 1875. — 38 с., [2] л. ил.
24. Надгробные памятники иноверцев, найденные архимандритом Амфилохием в 1870
году в Московском Даниловом монастыре. — М.: Тип. «Рус. ведомостей», [1871]. —
6с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1871.
25. Находка древностей в юрту станицы Мичулинской на Дону // Древности: Тр. Имп.
археол. о-ва в Москве. — 1867. —Т. 1.
26. О влиянии греческой письменности на славянскую с IX до начала XVI века. —
М.: Синод, тип., 1872. — 16 с. — Перепеч. из: Тр. 1-го Археол. съезда в Москве.
27. О греческих миниатюрах, находящихся на 14-ти листах из Евангельских чтений
в Императорской Публичной библиотеке под
205
I
номером 20-м, X века. — [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, [1872]. — 13 с. — Отт. из:
Изв. Рус. археол. о-ва. — 1872.
28. О греческой Кормчей Московской Синодальной библиотеки, последней четверти
IX века, под № 393 // Археол. вестник. — 1867.— Вып. 1.
29. О греческом Кондакарии XII—XIII веков Московской Синодальной библиотеки сравнительно
с древним славянским переводом. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1869. — 37 с. —
Прил. к Зап. Имп. Акад. наук. — Т. 16. — № 4.
30. О древних иконах в Московском Даниловом монастыре: св. Апостолов Петра и Павла,
Владимирской Божией Матери, с Акафистом по полям, и семи Вселенских Соборов. —
М.: Тип. «Рус. ведомостей». 1871. — 8 с., 4 л. ил. — Из: Чтения в О-ве любителей
духов, просвещения. — 1871.
31. О Кондакарии XII—XIII веков по рукописи Московской Синодальной библиотеки
№ 437: С древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе
и с приложением выписок кондаков и икосов из служебных греческих рукописных Миней,
с славянскими древнейшими переводами и из славянских служебных Миней рукописных
с греческим текстом и без оного и с разночтениями на обоих языках: С приложением
снимков. — М.: Тип. Кудрявцевой, 1876 (обл. 1879). —VIII, 260 с.
Загл. обл.: Кондакарии в греческом подлиннике XII—XIII вв. Дополнение к Кондакарию
XII—XIII вв. — 1879. — 103, 13 с. Снимки из Кондакария XII—XIII веков, сделанные
архимандритом Ам-филохием в 1879 году. — М.: Лит. Гаврилова, [1870]. — 227 с.
32. О лицевом греческом Акафисте Божией Матери (2-й половины XIV века) Московской
Синодальной библиотеки № 429. — М.: Тип. «Рус. ведомостей», 1870. — 8с., [1] л.
факс. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1870. — Кн. 10.
33. О лицевом славянском Акафисте Божией Матери XVII века // Чтения в О-ве любителей
духов, просвещения. — 1871. — Кн. 8.—С. 29—33.
34. О миниатюрах и украшениях в греческих рукописях Императорской Публичной библиотеки,
одной рукописи 1072 года библиотеки Московского университета и одной из библиотек
г. Норова, хранящейся в Московском публичном музее. — М.: Тип. «Рус. ведомостей»,
1870. — 64 с., [4] л. факс.
206
35. О миниатюрах славянской Псалтири XIII века // Древности: Тр. Имп. археол.
о-ва в Москве. — 1870. —Т. 3. — С. 1—28.
36. О неизданных канонах в служебной февральской греческой Минее конца X века
Московской Синодальной библиотеки № 181, выбранных из нее архимандритом Амфилохием.
— М.: Синод, тип., 1870. — 11, 24 с.
37. О переводе древлеславянской Псалтири // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения.
— 1879. — Кн. 10. — С. 1—112.
38. О переводе свв. Кириллом и Мефодием Апостола. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук,
[1876]. — 18 с.
39. О печатном Евангелии 1681 года, находящемся в Высокопетровском Московском
монастыре, с рисованными изображениями Древа искупления, четырех Евангелистов
с их символами и бордюрами по краям листов. — М.: Тип. «Рус. ведомостей», 1871.
— 7 с., [2] л. ил., факс. — Отт. из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения.
— 1871.
40. О покаянных тропарях и молитвах или стихирах в древнегреческих и древнеславянских
Псалтирях после каждой кафизмы // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения.
— 1880. — Февр. — С. 131—146.
41. О поучении св. Леонтия, епископа Ростовского к попам. — [М.]: Тип. Калинина,
Ценз. 1878. — 6 с.
42. О самодревнейшем Октоихе XI века югославянского юсового письма, найденном
в 1868 году А.Ф. Гильфердингом в Струм-нице. — М.: Тип. Кудрявцевой, [1870]. —
XVIII, 52 с., [2] л. факс.
43. О трех обетах монашества: девстве, нестяжании и послушании: [Канд. соч.].
— М.: Тип. Ферапонтова, 1845. — 84 с.
44. Об иконе Воскресения Христова XIII—XIV веков на шиферном камне // Чтения в
О-ве любителей духов, просвещения. — 1871. — Кн. 4. — С. 13—19.
45. Об отрывках из богослужебных древлеславянских книг XI, XII, XIII веков, болгарских
и сербских // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1880. — Кн. 2. — С.
1—27.
46. Об отрывках из древлеславянских рукописей XI и XII—XIII веков: С литогр. снимком.
— М.: Тип. Снегирева, 1880. — 27 с.,
207
[1] л. факс. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1880.
47. Объяснение надписи Пятигорского креста // Вестник О-ва древнерус. искусства.
— 1875.
48. Объяснение об исследовании греческого Кондакария XII— XIII веков. Московской
Синодальной библиотеки № 437, сравнительно с древним славянским переводом и с
снимками. — СПб., 1868. — 9 с. — Отт. из: Зап. Имп. Акад. наук. — 1868. — Т. 13.
49. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки: С приложением снимков
со всех пергаменных рукописей и некоторых, писанных на бумаге. — М.: Синод, тип.,
1875. — ГУ, IX, XI, 214 с., 1 л. ил.
То же. — 1876.
50. Описание греческой Псалтири 862 года: С точным снимком Символа веры, записи,
азбуки и других признаков древнего письма. — М.: Типо-лит. Кудрявцевой, 1873.
— 8 с., [1] л. факс.
51. Описание Евангелия, писанного на пергамене, в Новгороде для Юрьевского монастыря
в 1118—1128 годах // Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. — Т.
10, вып. 1. — Стлб. 73—78.
52. Описание Евангелия 1092 года, сличенного преимущественно с Остромировым Евангелием.
— М.: Синод, тип., 1877. — 32 с., [1] л. факс.
53. Описание иконы Божией Матери Благовещения с лицевым Акафистом по полям, находящейся
в Ростовском Борисоглебском монастыре, в теплой церкви Благовещенской // Сб. на
1866 г., изд. О-вом древнерус. искусства. — М., 1866. — Отд-ние 2. — С. 148— 150.
54. Описание образа Неопалимой купины по рисунку, сделанному с образа Неопалимовской
церкви, что близ Девичьего монастыря, приложенному при рукописной службе, на которую
сделаны замечания митрополитом Московским Филаретом. — М.: Тип. Фальк, [1873].
— 15 с., [1] л. ил. — Из: Моск. епарх. ведомости. — 1873.
55. Описание рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного монастыря,
именуемого Новый Иерусалим, писанных на пергамене и бумаге. — СПб.: Тип. Имп.
Акад. наук, 1859. — 106с.
208
56. Описание Юрьевского Евангелия 1118—1128 гг. Воскресенской Новоиерусалимской
библиотеки: С приложением оттиснутых резных на пальме букв и заставки и словаря
из него, слич. с Евангелиями XI и XII веков и 1270 года. — М.: Тип. Кудрявцевой,
1877. — 233, 40 с., [3] л. факс. — Словарь имеет отд. л. и пат.
57. Ответ на разбор, сделанный И. Д. Мансветовым, проф. Московской Духовной Академии
по церковной археологии на греческий Кондакарий XII—XIII веков с древним славянским
переводом и снимками в 229 страниц, изданный архимандритом Амфилохием в 1879 году.
— [М.]: Тип. Снегирева, Ценз. 1880, — 22 с.
58. Палеографическое описание греческих рукописей. — М.: Тип. Кудрявцевой, 1879—1880.
Т. 1: ... IX и X вв. определ. лет. — 1879. — 84, II с., [26] л. факс. Т. 2: ...XI
и XII вв. определ. лет. — 1880. —78, 6с., [30] л. факс. Т. 3: ... XIII и XIV вв.
определ. лет. — 1880. — 124, II с., [35] л.
факс.
Т. 4: ... XV—XVII вв. определ. лет. — 1880. — 73, III с., [22] л.
факс.
59. Палеографическое описание [недатированных] рукописей уставного письма и скорописного:
Со снимками. — М.: Тип. Кудрявцевой, 1883.
Т. 1: ... IV, V, VI, VIII, IX и X вв. — 1883. — 276 с.
Т. 2: ...Хв. — [1883]. —214, XI с.
Т. 3: ... X—XI в. — [XII—XVII в.] — [1883]. — 350 с,
60. Положения, выбранные из Боннской конференции в
1875 году из сочинений св. Иоанна Дамаскина, дополненные в
1876 году контекстом по рукописям Московской Синодальной библиотеки и по Миню,
с древним и новым славянским и русским переводом, где он есть, и с прибавлением
к ним исповедания веры во Святую Троицу св. Дамаскина в его Послании к царю Константину
Копрониму. находящемся в греческой рукописи IX—X века Московской Синодальной библиотеки
с 11 -ю литографированными начальными строками сего Послания. — М.: Тип. «Соврем,
изв.», [1876]. — 8 с., [1] л. факс.
61. Псалтирь, сличенная по церковно-славянским переводам сравнительно с греческим
текстом и еврейским, с примечаниями. — М.,1879. — 386 с.
То же // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1877.— Кн. 4.— С. 141—160,
161—368.
14 418
209
62. Речь при наречении во епископа // Ярослав, епарх. ведомости. — 1888. — № 20.
63. Ростовские древности // Вестник О-ва древнерус. искусства. — 1876. — Кн. 1.
— Отд. 4.
64. Сборник изображений Спасителя, Божией Матери и других святых с X по XV век,
конечных украшений, заставок, заглавных букв с 835 года по XVII век: С греч. и
слав, рукоп. на дереве Гравер. Рыжовым на 68 с. — М.: Тип. Кудрявцевой, 1875.
— VIII, [76] с.: ил.
65. Святой Алексий, митрополит, как исправитель Нового Завета по греческому подлиннику
// Моск. епарх. ведомости. — 1885. — № 4.
66. Словарь из Пандекта Антиоха XI века Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки.
— М.: Тип. Кудрявцевой, 1880. — 167 с.
67. Утренние песни из древлеславянской Псалтири XIII века // Чтения в О-ве любителей
духов, просвещения. — 1877. — Апр. — С. 1—140.
68. Хождение по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа св. Апостола и Евангелиста
Иоанна, учение и преставление: Списано Прохором, учеником его: Из рукописи XV—XVI
веков собрания архимандрита Амфилохия с греческим текстом по рукописи 1022 года
№ 162. слич. с рукоп. XI—XII веков и XIII века № 178 и 159 Московской Синодальной
библиотеки: С хромолит. изобр. св. Иоанна Богослова и его ученика Прохора. — М.:
Тип. Кудрявцевой, 1879. —XII, 68 с., [1] л. ил.
69. Царские врата в Успенской теплой церкви в Николо-Угрешском монастыре: Древние
церковные вещи того же монастыря // Сб. на 1866 г. изд. О-вом древнерус. искусства
при Моск. публ. лицее. — М., 1866. — Отд-ние 2. — С. 122—124.
70. Четвероевангелие Галичское 1144 года, исправленное по древним славянским памятникам
согласно греческому подлиннику с четырьмя изображениями Евангелистов и двумя изображениями
Спасителя с двумя приложениями: По одной главе из самодревнейшего глаголитского
Четвероевангелия, изданного академиком Ягичем, и Четвероевангелия славянского,
теперь принятого, по одной же главе для сравнения разностей текста и приложения
с заставками и заглавными буквами, которые здесь помещены в тексте и не помещены,
но заимствованы из тех же славянских и гре-
210
ческих рукописей как заслуживающие внимания любителей дорогой нам русской и греческой
старины. — М.: Тип. Снегирева, 1885. — [338] с., [23] л. ил., факс.
71. Четвероевангелие Галичское 1144 года, сличенное с древ-леславянскими рукописными
Евангелиями XI—XVII веков и печатными: Острожским 1571-го и Киевским 1788 годов
и с греческим Евангельским текстом 835 года, сличенным с греческими Четвероевангелиями
X и XI веков графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными преосвященным
Порфирием из Евангелий Императорской Публичной библиотеки в С.-Петербурге и печатным
1757 года, изд. Рейнекция. и 1854 года, изд. Тишендорфа: В 3 т. — М.: Тип. Снегирева,
1882—1883.
Т. 1: С двумя гравюрами на пальме гравер. Дм. Рыжовым изображениями Евангелистов
Матфея и Марка, заимствованными из Четвероевангелия X века гр. Орлова и отпеч.
в тип. Кудрявцевой. — 1882. —XXVIII, 897., [2] л. ил.
На шмуцтит.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа древ-леславянский с древним
греческим текстом, сличенный по древним источникам архимандритом Амфилохием.
Т. 2: С тремя гравированными на пальме гравер. Дм. Рыжовым изображениями Евангелистов
Луки и Иоанна и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, заимствованными из Четвероевангелия
X века гр. Орлова и отпеч. в тип. Кудрявцевой. — 1883. — 1008 с.,
[3] л. ил.
Т. 3: Дополнение к Галичскому сличительному Четвероевангелию: С таблицей ключа
к глаголице и 5-ю таблицами заглавных букв и заставок, рез. на пальме гравер.
Рыжовым, отпеч. в тип. Кудрявцевой. — 1883. — 384 с., [5] л. ил.
72. Что внес св. Киприан, митрополит Киевский и всея России, а потом Московский
и всея России, из своего родного наречия и из переводов его времени в наши богослужебные
книги? //Тр. 3-го Археол. съезда. — Киев, 1878. —Т. 2. — С. 231—251.
73. Что св. Алексий, митрополит, в своем Новом Завете, писанном его святительскою
рукою, самолично исправил и какие слова заимствовал из Новозаветных книг, прежде
него писанных // Моск. церков. ведомости. — 1886. — № 33.
Литература о жизни, и деятельности
74. Воскресенский Г.А. Амфилохий, епископ Угличский. Некролог // Чтения в О-ве
истории и древностей российских. — 1894. — Кн. 1. — С. 72—81.
14*
211
75. Головщиков К. Угличский епископ Амфилохий // Библиограф. — 1892. — № 10. —
С. 346—350.
76. Корсунский И.Н. Преосвященный Амфилохий, епископ Угличский. — М., 1893. —
22 с. — Отт. из: Памяти архиепископа Саввы, епископа Амфилохия, проф. А.И. Павинского
и гр. М.В. Толстого. — М.: Имп. археол. о-во, 1898. — 79 с.
77. Рудинский И. Краткое жизнеописание и ученые труды архимандрита Амфилохия,
настоятеля Данилова монастыря в Москве. — М.: Тип. Снегиревых, 1887. — 10 с.
78. Собрание рукописей, поступивших от архимандрита Амфилохия / Рукописные собрания
Государственной библиотеки СССР:
Указатель. —Т. 1, вып. 1. — М., 1983. —С. 50—57.
79. Титов А. А. Книгописные собрания в провинции: 1. Собрание преосвященного Амфилохия.
епископа Угличского // Библиогр. зап. — 1892. — № 4. — Прил.
То же. — М., 1892. — 16 с.
80. Титов А.А. Преосвященный Амфилохий как ученый и палеограф. — СПб.: Тип. Скороходова,
1894. — 21 с.
81. Троицкий И.Е. О сочинении архимандрита Амфилохия под названием «Кондакарий
в греческом подлиннике XII—XIII вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки»
/ Рец. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1881. — 24 с. — Отт. из: Отчет о присуждении
наград графа Уварова...—СПб., 1881.
82. Языков Д.Д. Учено-литературные труды епископа Угличского Амфилохия // Библиогр.
зап. — 1892. — № 10. — 5 с., [1] л. портр.
|