Григорий Сковорода
Его
Сковорода Г. Сочинения. Харьков, 1894. 634 с.
Григорий Сковорода. Сочинения в двух томах. М., 1973.
Академическое собрание сочинений выпущено в 2010 г. Леонидом Ушкаловым (www.skovoroda.org.ua).
http://varsavva.narod.ru/baikiharkivski_rus.html
О нём
Биография, написанная М.Ковалинским.
Сковорода Г.С. Жизнеописание, сочинения. — М., Евролинц, 2002.
Чижевский Д. Философия Г.С. Сковороды. (1722—1794) // Путь.—1929.— № 19 (ноябрь).— С. 23—56. С9
Эрн В. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М.: Путь, 1912. 342 с.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-94), укр. философ и поэт. Род. в с.Чернухи
Полтавской губ. в семье малоземельного казака. Учился в К.о-Могилянской Академии
(1738-42, затем 1744-50). Был одним из образованнейших людей своего времени, хорошо
знал древние и новые языки, писал поэмы, басни, философские диалоги. Много странствовал
по Европе. После неск. лет преподавательской работы С. в 70-х гг. окончательно
избрал путь независимости и стал странствующим мудрецом. Почти все его произведения
были опубликованы посмертно.
Свящ. Писание занимало большое место в жизни С. По собств. признанию, особенно
тщательно он стал изучать Библию с 1752, когда вернулся из заграничных скитаний.
Специально Библии он посвятил три книги: «Икона Алкивиадская», «Жена Лотова»,
«Потоп Змиин». Вслед за *Оригеном С. утверждал, что Библия, подобно мирозданию,
имеет внешний и внутренний аспекты. Те, кто их смешивает, неизбежно оказывается
во власти «змииного суеверия». Для истинного понимания Библия есть «ковчег и рай
Божий», а для тех, кто толкует ее буквально, она оказывается «буйством» (безумством).
Образы Писания суть «фигуры», означающие сокровенную реальность. Библия всецело
символична. Уже *Шестоднев построен на сочетании *символических чисел. «Сей есть,
– восклицает С., – природный штиль Библии! Историалною и моралною лицемерностъю
так соплесть фигуры и символы, что иное на лице, а иное на сердце. Лицо, как шелуха,
а сердце есть зерно... Сама ея о фигурах речь дышет гаданий мраком и самая кратчайшая
сказочка заключает в узле своем монумент сладчайшей вечности; как корка зерно,
а перлова мать жемчужину и как луна солнечный свет отдает во всей земленности
своей». Не понимающий аллегорического языка Библии обречен соблазняться ее содержанием,
ибо «две страны имеет библейское море. Одна страна наша, вторая – Божия». Видящий
только «нашу», земную сторону каменеет, как жена Лота. Для подлинного познания
Слова Божьего нужно преодолеть «смертность» и обрести просветление. «Смертен не
рожден свыше, не есть родственник Библии. Не может смертное сердце соединиться
с Божественным сердцем».
u Твори в двох томах, Киiв, 1961, т.1-2; в рус. пер.: соч. в двух томах, М.,
1973.
l Б а р а б а ш Ю., «Знаю человека...» Григорий С.: поэзия, философия,
жизнь, М., 1989; К р а с н ю к М., Религ.-филос. воззрения С.: ВиР, 1901,
№ 18, 21, 22; Л о щ и ц Ю., С., М., 1972; Т а б а ч н и к о в
И.А., Григорий С., М., 1972; Э р н В., Григорий Саввич С. (1722-1794). Жизнь
и учение, М., 1912; проч. библиогр. см. в указ. сочинениях.
|