Яков Кротов. Путешественник по времени. - Вера. Вспомогательные материалы.
Иоганн Валентин Хайдт
Род. в Гданьске (Данциге) в 1800, учился рисованию в королевской академии художеств в Берлине. Переехал в Англию, где работал ювелиром. Тут пережил обращение, присоединился к Моравским братьям, переехал в их общину в Пенсильвании (Бетлехем), где и умер. Его картины предназначались для использования миссионерами - моравские братья активно занимались миссией и в Европе, и в Америке, Гренландии, Западной Африке, на Карибах. В картинах отразилось характерное для моравских братьев почитание крови и ран Христовых (восходящее к XV веку, задолго до Лютера) и продолжают иконографию "источника жизни", "fons vitae"(Христос и Его кровь как источник жизни). Очертания фигуры Иисуса повторяют абрис креста.
Джейсон Лафонтен довольно ядовито отмечал сходство линий фонтанирующей крови с литерой "М" на закусочных "Макднальдса" и с траекторией межконтинентальных баллистических ракет, сравнивая идеал христианского устроения мира у моравских братьев с идеалами милитаризм а или глобального распространения коммерческих продуктов. Правда, он доказывает тоталитаризм моравских братьев одной-единственной цитатой из Иоганна Лангута: "Мы рисуем только лучшего из людей ... и где возможно, мы стараемся уничтожить другие картины". Это, конечно, далеко не тоталитаризм, и моравские братья всё-таки были пацифисты, а не большевики. Другое дело, что, глядя на портреты "моравских сестёр" кисти Хайдта, чувствуешь изрядный страх: лица силятся быть добрыми и набожными, но всё время понимаешь, что ребёнка выпорют без колебания.
LaFountain, Jason David. "John Valentine Haidt, Christ with a tau cross standing on top of the world and bleeding from his five wounds." Object Narrative. In Conversations: An Online Journal of the Center for the Study of Material and Visual Cultures of Religion (2014). http://mavcor.yale.edu/conversations/object-narratives/john-valentine-haidt-christ-tau-cross-standing-top-world-and