МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ
и религия, взгляд Меня;
как философ, Лупандин, 1997;
о нем как творце языка Винокур, !945;
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65), рус. ученый, поэт, мыслитель. Важнейшие
его идеи по вопросу о соотношении *науки и Библии высказаны им в работе «Явление
Венеры на Солнце» (СПб., 1761). «Создатель, — писал Л., — дал роду человеческому
две книги. В одной показал Свое величество, в другой Свою волю. Первая — видимый
сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность
Его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия.
Вторая книга Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему
спасению». Толкователями первой «книги» являются, по Л., ученые, а второй — «великие
церковные учители». У тех и других собственная сфера. Поэтому «не здраво рассудителен
Математик, ежели хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и Богословия
учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно Астрономии или Химии».
Это не означает, что есть две противоречащие друг другу истины. «Правда и вера
суть две сестры родные, дщери одного всевышнего Родителя, никогда между собою
в распрю придти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего
мудрования на них вражду всклепнет». Л. показывает, что нередко соблазн происходит
от буквального, «грамматического» толкования Библии. «Священное Писание не должно
везде разуметь грамматическим, но не редко и риторским разумом. Пример подает
святый Василий Великий, как оное с натурою согласует, и в беседах своих на Шестоднев
ясно показывает, каким образом в подобных местах библейские слова толковать должно».
Л. перелагал в стихах псалмы (26, 103, 143) и отд. главы (38-41) из Кн.Иова.
Эти и другие «духовные оды» Л., по словам архиеп.*Филарета (Гумилевского), «для
духовного просвещения много значили и значат».
u Полн. собр. соч., М.-Л., 1950-59, т.1-10, 1983, т.11 (доп.).
l В л а с о в с к и й И., Основные черты миросозерцания М.В.Л., Харьков, 1911;
Д о р о в а т о в с к а я В., О заимствованиях Л. из Библии, в кн.: М.В.Л. 1711-1911,
сб. ст., СПб., 1911; М о р о з о в А.А., Л.М.В., М., 19655; П о п о в А., Наука
и религия в миросозерцании Л., в кн.: М.В.Л. 1711-1911, сб. ст., СПб., 1911.
|