Блез Паскаль
См. 17 век.
Его
Паскаль Б. Мысли. М.: REFL-book, 1994. 525 с.
То же в виде текста: раздел первый (23 размышления) - раздел второй (924 отрывка в 14 рубриках).
Паскаль Б. Мысли. Пер. Ю.Гинзбург. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. 481 с.
О геометрическом уме и об искусстве убеждать.
Письма к провинциалу. Киев: Port-Royal, 1997. 576 c.
Разговор с г. де Саси об Эпиктете и Монтене.
Об обращении грешника.
О нём
См.: Корзо о споре с янсенистами, 2001. "Пари Паскаля" - комментарий Кротова.
Тарасов, 1979 (с хронологией и библиографией на уровне ЖЗЛ).
Стрельцова, 1986 (книга издана позднее, но диссертация защищена в 1986-м и несёт на себе яркие признаки этого времени).
Кротов.
*
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (1623-62), франц. математик, физик и католич. мыслитель.
Следуя рациональным методам в сфере естествознания, П. отвергал *рационализм
в области веры и богословия. Согласно П., человек познает истину всем своим существом,
а не только рассудком, и на этом основании П. отрицал убедительность чисто логич.
"доказательств бытия Божьего". Роль "сердца" и мистич. интуиции в религии подтверждалась
для ученого пережитым им опытом Богоприсутствия, к-рый оказал решающее влияние
на его жизнь и мировоззрение. П. был близок к последователям *Янсения, группировавшимся
вокруг Пор-Рояльского монастыря. В этом м-ре П. провел последние годы, ведя подлинно
подвижническую жизнь. В Пор-Рояле у него созрел план кн. "Апология христианской
религии", над к-рой он трудился полтора года, но завершить не успел. Остались
лишь наброски и афоризмы, получившие позднее название "Мыслей", или "Мыслей о
религии" (изданы посмертно в 1669; рус. пер.: "Мысли о религии", М., 1892). Эта
всемирно известная теперь книга П. много внимания уделяет Библии. В Свящ.Писании
П. находит ответ на загадку человека — существа одновременно великого и ничтожного,
к-рый стоит выше всей природы, но в то же время порабощ. страстями. Ответ Библии
заключен в учении о грехопадении. То, что "природа человеческая повреждена и отпала
от Бога", обусловлено этой "незаметной точкой". П. считает, что грехопадение "совершилось
при условиях, совершенно отличных от наших, и к-рые мы постичь не в силах". Следуя
нек-рым отцам Церкви, он толкует сказание Быт 3 — аллегорически ("Змий — это чувства
и наша природа, Ева — чувственное вожделение, а Адам — разум"). Именно в понятии
первородного греха есть, по П., ключ к пониманию немощи человека, и в нем же содержится
зерно надежды на его спасение. Полное познание этой тайны недоступно разуму, что
вполне естественно, если учесть его ограниченность. "Последним выводом разума,
— пишет ученый, — должно быть признание, что существует бесчисленное множество
вещей, его превосходящих". П. подчеркивает, что библ. учение не просто констатирует
поврежденность человеческой природы, но и указывает на сотериологич. цель творения
(см. ст. Сотериология библейская). Бог дает людям обетование о спасении. Сначала
это обетование открывается израильтянам, народу со "странной и необыкновенной
историей". Их религия, запечатленная в книгах ВЗ, имела "единственную конечную
цель". Эта цель — "любовь к Богу", Который обещал израильтянам и всему миру Избавителя.
О Нем говорили пророки, но говорили прообразовательно. Иудеи, к-рые понимали это,
приняли Его, а кто толковал *прообразы буквально, отвергли. "Кто будет судить
о еврейской религии по ее грубым представителям, — пишет П., — тот плохо узнает
ее. Она ясно изображена в священных книгах и в передаче пророков, к-рые достаточно
показали, что понимали Закон небуквально. Так и наша религия, божественная в Евангелиях,
апостолах и предании, смешная в устах ее дурных истолкователей". П. дает классификацию
прообразов и указывает, что во Христе Библия являет собой духовное единство. "Оба
Завета взирают на Иисуса Христа: Ветхий — как на свою надежду, Новый — как на
свой образец, оба — как на свое средоточие". Особенно подчеркивает П. земное уничижение
Христа ("Историки, описывающие только важные государственные события, едва Его
заметили"). Для подлинного познания Его нужны вера, любовь и подвиг. Без этого
Библия остается закрытой книгой. "Завеса, закрывающая книги Писания от иудеев,
закрывает их и для плохих христиан". Все ветхозав. обряды служат символами и средствами
для ограждения общины. С внешней т. зр., в ВЗ главными были Закон, Храм, правила,
но это лишь оболочка. "Я утверждаю, — пишет П., — что религия иудеев заключалась
совсем не в этом: единственным выражением ее должна была быть любовь к Богу, и
Бог осуждал все остальное". В Откровении ВЗ и в Ев. Иисуса Христа с человеком
говорит не только "Бог геометрических истин и стихийного порядка". Он есть Бог
живой, "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог христиан, Он есть Бог любви и
утешения; это Бог, наполняющий верные Ему души".
u Oeuvres compl–tes, P., 1964; в рус. пер.: Мысли, М., 1902 (др. изд. и пер.:
СПб., 1843, 1888, 1892, 1899, 1995; БВЛ, 1972); Письма к провинциалу, СПб., 1898
(полемика П. против злоупотреблений иезуитов).
l А р с е н ь е в Н., П., в кн.: Н. Арсеньев. О жизни преисбыточествующей,
Брюссель, 1966; Б у т р у Э., П., СПб., 1901; Г у л я е в А.Д., Этич. учение в
"Мыслях" П., Каз., 1906; К л я у с Е.М., П о г р е б ы с с к и й И.Б., Ф р а н
к ф у р т У.И., П., М., 1971; Л е б е д е в А., Философия и христ. религия в их
взаимоотношении по воззрениям Б.П., "Странник", 1914, ? 12; О р л о в А.И., Франц.
ученый Влас П. Его жизнь и труды, М., 1889; С о к о л о в В.В., Европ. философия
XV-XVII веков, М., 1984; С т р е л ь ц о в а Г.Я., П., М., 1979; Т а р а с о в
Б., П., М., 1979 (в этой и предыдущей работах указана осн. иностр. библиогр.);
Ф и л и п п о в М.М. П., его жизнь и научно-филос. деятельность, СПб., 1891.
|