КАЭТАН
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
КАЭТАН (Cajetan), Г а е т а н, Томазо (наст. фамилия д е В и о),
кард. (1469-1534), итал. ученый-гуманист и экзегет. Род. в г.Гаэта,
откуда и его прозвище; в юные годы вступил в Доминиканский орден.
Изучал философию и богословие в Неаполе и Болонье. К. был одним
из ревностных приверженцев системы *Фомы Аквината и возродителем
его традиций. В духе томизма он преподавал философию в Падуе и Риме.
В 1508 К. избрали главой ордена. Как куратор нем. земель, он был
направлен в Аусбург (1518), чтобы принудить к отречению *Лютера,
к-рый в то время открыто выступил с критикой старой церк. системы.
К. не пожелал переубеждать нем. монаха, а одним лишь давлением не
смог добиться от него отречения. В 1519 К. стал епископом, а затем
кардиналом. Он погрузился в занятия экзегезой, вероятно, находясь
под впечатлением от своей неудачи с Лютером, к-рый стоял на библ.
почве. Примером образцового экзегета для К. стал блж.*Иероним; однако
он сознавал недостатки *Вульгаты и обратился к греч. тексту, изданному
*Эразмом Роттердамским. В 1527 К. перевел с евр. яз. Псалтирь и
вслед за этим написал ряд толкований к свящ. книгам: Евангелиям
(1527-28), Посланиям (1528-29), Пятикнижию (1530-31), *Историческим
книгам (1531-32), Иову (1533) и Екклесиасту (1534). В этих комментариях
К. выступил против злоупотреблений *аллегорического метода в экзегезе
и широко применял филологич. методы толкования, разработанные гуманистами.
По нек-рым вопросам его позиция сблизилась с позицией протестантов.
Не без их влияния К. полагал, что одни библ. книги могут считаться
менее авторитетными, чем другие. Он считал возможным оспаривать
принадлежность Мк 16:9-20 самому евангелисту, а Евр — ап.Павлу.
Кроме того, он поставил вопрос о достоверности традиционной *атрибуции
2 Петр, Иак, Иуд.
l ПБЭ, т.7, с.667-70; G r o n e r J.F., Kardinal Cajetan, Fribourg,
1951; NCE, v.2.
|